В республиках Северного Кавказа реформа МСУ может обернуться тяжелейшими конфликтами


Ре­ги­о­ны РФ на­ча­ли про­цесс пе­ре­хо­да на од­но­уров­не­вую си­сте­му мест­но­го са­мо­управ­ле­ния. Так, на­при­мер, ре­фор­ма за­пу­ще­на или го­то­вит­ся к за­пус­ку в Крас­но­яр­ском и При­мор­ском кра­ях, Рес­пуб­ли­ке Ал­тай, Туль­ской и Ом­ской об­ла­стях, Куз­бас­се, Чечне. При­ве­сти мест­ное за­ко­но­да­тель­ство в со­от­вет­ствие с фе­де­раль­ным ре­ги­о­ны должны до 1 ян­ва­ря 2027 года.

Реформа местного самоуправления в разных регионах Северного Кавказа находится на очень разных этапах. На Ставрополье, например, ее завершили еще в 2024 году, пока федеральный закон только обсуждался. Ставрополье, кстати, и во время предыдущей реформы в 2004 году – еще при губернаторе Александре Черногорове – было пилотным регионом в масштабах страны.

Две реформы на Ставрополье очень похожи, кстати. В 2004 году было решено не проводить выборы в новые местные представительные органы, а просто сформировать их из существующих органов местного самоуправления. Сейчас же выборы, конечно, проводятся, но в целом местная элита во многом осталась. Крупнейшие муниципалитеты, перешедшие от двух- к одноуровневой модели, возглавили прежние главы.

Другие регионы Северного Кавказа пока только внедряют реформу. Скажем, в Дагестане закон принят – и только предстоит реальная ликвидация поселенческого уровня, а Карачаево-Черкесии закон еще обсуждается. Но, в отличие от Ставрополья, в республиках СКФО, думаю, переход от двух- к одноуровневой модели будет чреват тяжелейшими конфликтами. Все-таки в крупных селах за десятилетия неприкасаемости сформировались влиятельные кланы, а теперь придется всю эту систему ломать.

Безусловно, объединение городских и сельских поселений в муниципальные округа позволяет создать более четкую вертикаль власти. Считается, что с переходом к округам местное самоуправление получает больше возможностей для управления бюджетом, что особенно важно для сельских районов с низкой бюджетной обеспеченностью.

С другой стороны, при экономических плюсах есть и серьезные минусы. Внедрение новой системы уже сейчас встречает сопротивление со стороны местных чиновников (особенно в Дагестане), которые могут быть не готовы к изменениям или боятся утраты влияния.

Кроме того, для успешной реализации реформы потребуется не только изменение муниципальных структур, но и дополнительные инвестиции в обучение кадров и развитие инфраструктуры. Без этого просто невозможно соблюсти баланс между эффективностью управления и учетом местных интересов, особенно в замкнутых сообществах, которые сформировались, скажем, в моноэтнических селах.

Новая реформа, конечно, не панацея. Когда в 2006 году вся Россия перешла на поселенческий уровень организации МСУ, это тоже преподносили как финишный этап развития муниципалитетов. Время показало: оказывается, еще есть что реформировать. Возьмем ту же Махачкалу, которая вдруг бросилась внедрять двухуровневую систему управления, разделившись на внутригородские районы. Но вскоре выяснилось, что не только для Махачкалы, но и в целом для крупных городов предложенная система – это тупик. Пришлось экстренно отыгрывать назад. А ведь все эксперименты – это не просто перекладывание бумаг с места на место, они непосредственно затрагивают жизни конкретных людей – ну хотя бы уволенных чиновников.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: