В рамках выполнения социальных обязательств нужно обеспечивать инфраструктурой пригороды и сельскую местность
Социальное развитие нельзя сводить к раздаче денег. Как показывает практика, эффект в борьбе с бедностью дает сочетание сравнительно небольших расходов в масштабах региональных бюджетов с адресным сопровождением. Тот же самый социальный контракт предполагает не просто выделение средств, но и адресное сопровождение микропредприятий или подсобных хозяйств, на развитие которых эти средства взяты. Или проект по предоставлению первичного медицинского образования родственникам граждан, которые нуждаются в уходе из-за состояния здоровья. Взаимодействие с социальными НКО, которые работают часто на волонтерских основаниях. Подобные практики необходимо поддерживать.
Одним из вызовов в контексте социального развития является ответ на вопрос, что такое строительство жилья, дорог, обслуживание транспорта и ЖКХ. Это элементы рыночной экономики или социальные обязательства государства? Наблюдал не раз тупиковый вариант публичной дискуссии по вопросам общественного транспорта, когда активисты говорят, что ездят старые автобусы, а им отвечают, что это работа открытого акционерного общества, это бизнес, если не нравится – садись в такси.
Социальное жилье я бы поставил на второе место после инфраструктурного развития. Большие семьи, которые позволят преодолеть демографическую яму, склонны образовываться в сельской местности, а не в городах. А социальное жилье представляется все-таки как некое минимальное по площади пространство. Необходимо за счет социальных обязательств обеспечивать инфраструктурой пригороды и сельскую местность. Назову это «силиконовыми долинками». Если в деревне есть хорошая связь, то она привлекает сотрудников креативной экономики, которые могут работать из любой точки мира. Отдельная история – поддержка местных инициатив, которые дают рост социального самочувствия.
Важный элемент социальной политики, который может стать одной из основных дискуссионных тем начавшейся президентской кампании – вопрос миграции. Когда мы говорим о миграции, то вспоминаем выходцев из азиатских стран бывшего СССР только в качестве источника проблем. Это в основном приезжие среднего возраста, которые трудятся на низкоквалифицированной работе. Но в последнее время у нас появилось как минимум три типа мигрантов: это молодежь, которая приезжает учиться в кампусы из бывших союзных республик, это беженцы из европейской части бывшего СССР, из зоны СВО, это переселенцы из стран Европы и США. Данное явление более массовое, чем об этом принято говорить. И с этими категориями тоже нужно работать.
Из выступления на экспертной сессии, организованной Агентством политических и экономических коммуникаций во взаимодействии с «Дирекцией Выставки Достижений «Россия».