В предвыборные кампании будут вкладывать значительно большие средства
Политический консалтинг – не та сфера, на которой в этом году экономические неурядицы отразятся позитивно. Уже сейчас изнутри я вижу серьезный рост расходов региональных администраций. Формальная сторона — осенью ожидается секвестр бюджетов на пиар.
В то же время губернаторы, мэры, спикеры на самом деле заинтересованы в усилении медийного присутствия, поскольку АП стала более чутко отслеживать социально-экономическое положение в регионах. Не нужны АП ни недовольство, ни протесты, ни уж тем более опрокидывающее голосование в сентябре.
Именно это и объясняет то, что в предвыборные кампании будут вкладывать значительно большие средства, нежели даже в прошлом году. В первую очередь, конечно, будут расти расходы на агитацию. Уже очевидно, что серьезно вырастут расходы на работу в Telegram, который стал массовой, фактически народной соцсетью.
У удорожания кампаний есть и объективные причины, скажем, растет себестоимость производства агитационных материалов, например, качественная печатная продукция, офсетная, цветная, на фоне санкций уже резко подорожала – и будет еще дорожать.
А вот со следующего года, думаю, стоимость кампаний уже резко просядет на фоне стагнации, которая этой осенью еще не будет столь заметна. Даже делать какие-то конкретные прогнозы сложно, но очевидно, что расходы даже крупного бизнеса, который традиционно вкладывается в кампании ключевых кандидатов (особенно в губернаторские), сократятся. Объективно — упадет выручка.