В критической ситуации федеральный центр может помочь Нижегородской области решить проблему бюджетного дефицита
![В Нижегородской области приняли бюджет на 2026 год с дефицитом в размере 29,7 млрд рублей. На этом фоне вырастет госдолг региона: при ожидаемых доходах бюджета в размере 336,4 млрд рублей на начало 2026 года он составит 212 млрд рублей. Компенсировать нехватку средств предполагается за счет привлечения банковских кредитов. Законом Нижегородской области от 7 сентября 2006 года № 83-3 «О государственном долге Нижегородской области» установлено ограничение по государственному долгу в размере 75% от его доходов бюджета. Госдолг региона по итогам формирования […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2022/11/Kolozhvari-360x238.jpg)
В Нижегородской области приняли бюджет на 2026 год с дефицитом в размере 29,7 млрд рублей. На этом фоне вырастет госдолг региона: при ожидаемых доходах бюджета в размере 336,4 млрд рублей на начало 2026 года он составит 212 млрд рублей. Компенсировать нехватку средств предполагается за счет привлечения банковских кредитов.
Законом Нижегородской области от 7 сентября 2006 года № 83-3 «О государственном долге Нижегородской области» установлено ограничение по государственному долгу в размере 75% от его доходов бюджета. Госдолг региона по итогам формирования бюджета на 2026 год составляет 212,9 млрд рублей, что значительно больше половины доходной части бюджета. Сейчас долговые обязательства региона составляют 171 млрд рублей.
Теоретически можно увеличить заимствования еще на 68 млрд рублей. В структуре долга 78% – кредиты Минфина и всего 8% кредитов коммерческих банков. Возможно, федеральный центр временно перестал увеличивать объемы кредитования региона, но очевидно, что сохраняется надежда на дальнейшую перекредитовку под меньшие проценты.
Покрытие дефицита бюджета кредитами в коммерческих банках является наиболее быстрым способом, но при этом следует открывать кредитные линии с плавающей ставкой в надежде на снижение ключевой ставки ЦБ: макропрогноз указывает, что она снизится. Кроме того, набирает темпы роста областная промышленность, хотя эффект он санкций и снижения цен на нефть добрался и до Нижегородской области – крупные промышленные предприятия дают меньше средств в бюджет.
В любом случае регион не обанкротится, в критической ситуации ему поможет федеральный центр. Предполагаю, есть расчет и на то, что промышленность восстановится и увеличится прибыль крупных организаций. Модель бюджета Нижегородской области более-менее устойчивая – много НДФЛ, есть хороший налог на прибыль, но проблема заключается в том, что больше нет резервов для неналоговых поступлений, поскольку нечего приватизировать. Допустим, 2026 год они обеспечат за счет банков, но если улучшения не наступают, то что делать дальше? Будем выходить на новые психологические отметки лимитов? 80 или 90% от доходов?
Позитива добавляет тот факт, что руководство региона обладает высокими управленческими компетенциями, мы видим профессиональные действия в части наполнения бюджета. Но, к сожалению, у экономики есть свои пределы возможностей. Ситуация налаживается медленнее, чем хотелось бы.
