Вопрос стоимости избирательных кампаний на выборах в думы региональных столиц и Заксобрания обсуждается в СМИ и Telegram-каналах.

Избирательная кампания – это не то, что имеет объективную стоимость. Никогда не известно, где тот объем действий, которого достаточно, и говорить можно всегда больше, чем тратится. Это первый тезис.

Второй тезис: в текущих условиях никто особо ничего тратить не будет. Сложно представить, что сейчас подопускают  всех кандидатов и выборы будут максимально конкурентными. А если будет понижение конкурентности, то можно обойтись минимальными затратами. Плюс все зависит от конкретных персонажей. Если человек работал на территории, а никакого вменяемого конкурента не допустили, то он в округе с десятками тысяч избирателей 1 млн потратит – и все равно победит. Достаточно будет одного агитматериала.

Есть некие ощущения, что к сентябрю определенные экономические проблемы приведут к росту протестных настроений. С другой стороны, людям столько раз объясняли, что на выборах не решается вопрос власти, поэтому не надо на них тратить деньги. Поэтому сумасшедших, которые сейчас будут надеяться за счет финансов победить, наверное, в стране единицы. Объективно ценники на то, чтобы напечатать материалы или еще что-то, не уменьшились, а выросли. А люди, те же политтехнологи, будут готовы работать дешевле, особенно после мрачных проектов 2022 года, и будут готовы демпинговать. Поэтому ни с точки зрения людей, ни с точки зрения необходимых затрат нельзя представить, почему кампании могли бы стоить дороже.

Понятно, что нефтегазовые регионы всегда были самыми дорогими по расходам. На стоимость также влияет логистика – тут даже не про Якутию речь, а про тот же Красноярский край. Хотя с развитием интернет-коммуникаций этот фактор стал менее значимым. И третье – это местные традиции избирательных кампаний и степень конкурентности. В том же Екатеринбурге ценник будет выше, чем по стране, потому что это один из главных поставщиков политических новостей и протестов. Региональные элиты там так организованы, что не получается договориться тихо-мирно на берегу. Конкурентность – это основное, что повышает необходимость затрат. И это проистекает из настроений населения и элитных конфликтов. Где-то может быть очень много негатива скрыто, но всегда есть вариант прийти и проголосовать против на выборах или вообще не прийти. И общий тренд как раз «не прийти». Например, Дальний Восток на федеральных выборах – протестный, показывает большие цифры для оппозиционных партий, а на местные выборы приходит 15%, поэтому там все более мирно.

Кампанию по переизбранию действующего депутата с крепкими политическими позициями и нормальной работой на территории, наверное, можно и за 1 млн провести – печатать же что-то все-таки надо. Я думаю, что разговоры про 30–50 млн для Екатеринбурга, – это вопрос коммерческих кампаний. Вопрос – сколько их будет? Если несколько на страну, то могут быть и какие-то такие оценки.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: