В федеральном бюджете сохраняется направленность на поддержку регионов, несмотря на сложности из-за внешнего давления
17 ноября Госдума приняла в третьем, окончательном чтении проект федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025–2026 годов. В бюджете предусмотрены необходимые средства для выполнения социальных обязательств государства: увеличения пенсий, зарплат, детских пособий, поддержки военных – и одновременно создаются условия для развития страны. Ко второму чтению бюджета распределено 264 из 274 трансфертов регионам (96 %) в сумме 3,2 трлн рублей (97 % суммы), сообщается на сайте Госдумы.
Федеральный бюджет на 2024–2026 годы принимается в весьма сложных макроэкономических и геополитических условиях, тем не менее направленность на поддержку российских регионов сохраняется, как и в прежних бюджетах. При этом происходит немало трансформаций.
Если говорить в общем, то больший урон от внешнеэкономического давления в части санкций и иных факторов испытывает сейчас федеральный бюджет, а региональные бюджеты в части собственных налоговых и неналоговых доходов все-таки оказались в более выгодных условиях, если можно так сказать, и в 2023 году исполняются с превышением по отношению к 2022-му. Это не могло не отразиться на тех мерах поддержки регионов, которые закладываются в федеральный бюджет. Объем межбюджетных трансфертов не увеличивается по отношению к последним годам, а даже сужается. В частности, происходит постепенный отказ от так называемых иных межбюджетных трансфертов как одного из видов поддержки регионов, сокращаются объем и доля целевых трансфертов при увеличении объема дотаций. Все это не может не отразиться на общих параметрах бюджета.
Если же говорить про конкретные формы поддержки регионов, то действительно есть индивидуальные форматы. В том числе это финансовая поддержка реализации индивидуальных программ социально-экономического развития отсталых регионов. Она сохраняется в прежних объемах: по 1 млрд рублей в год на 10 таких субъектов. Можно отметить поддержку Калининградской области, попавшей в еще более сложные геоэкономические условия, чем это было ранее, в силу действия западных санкций, потому нуждающейся в индивидуальных мерах. Также есть целый ряд других направлений, которые были ранее и остались в данном бюджете в форме уже утвержденных межбюджетных трансфертов.
Хорошей практикой последних лет стало практически полное распределение трансфертов между регионами в виде законодательного закрепления – именно в законе о бюджете. Однако говорить о том, что бюджет не претерпит изменений в течение года и что не будут применяться какие-то неучтенные формы, скорее всего, нельзя. Это видно по сложившейся практике, которая применяется в последние годы. Поэтому я уверен, что и объем межбюджетных трансфертов, который сейчас закреплен в бюджете, не станет окончательным в ходе исполнения.