Увеличить доходы региональных бюджетов возможно за счет привлечения инвестиций и создания рабочих мест
![Растет дефицит региональных бюджетов. По данным Счетной палаты, почти 60% субъектов РФ испытывают суммарную нехватку свыше 600 млрд рублей, что почти в 11 раз больше, чем в 2022 году. В то же время в 38 регионах отмечается профицит. При этом более 67% суммарного профицита (528 млрд рублей) приходится на три субъекта РФ: Москву (262 млрд), Санкт-Петербург (49 млрд) и Татарстан (44 млрд рублей). Действительно, сегодня существует тенденция серьезного дефицита региональных бюджетов. Это касается не каждого региона, но мы наблюдаем по […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2013/08/SHestemirov-360x360.jpg)
Растет дефицит региональных бюджетов. По данным Счетной палаты, почти 60% субъектов РФ испытывают суммарную нехватку свыше 600 млрд рублей, что почти в 11 раз больше, чем в 2022 году. В то же время в 38 регионах отмечается профицит. При этом более 67% суммарного профицита (528 млрд рублей) приходится на три субъекта РФ: Москву (262 млрд), Санкт-Петербург (49 млрд) и Татарстан (44 млрд рублей).
Действительно, сегодня существует тенденция серьезного дефицита региональных бюджетов. Это касается не каждого региона, но мы наблюдаем по всей России снижение доходов бюджетов субъектов, которые не являются финансовыми центрами. И это действительно определенный звоночек, который требует от федеральных и региональных властей серьезных действий.
Важно понимать, что основной статьей доходов регионального бюджета является на сегодняшний день налог на доходы физических лиц, который платят граждане, работающие в данном субъекте. Поэтому региональным властям нужно создавать новые рабочие места и более серьезную инвестиционную конъюнктуру, привлекать людей на работу. Это автоматически позволит увеличить доходы бюджета пропорционально притоку рабочей силы в регион.
Если человек работает в своем регионе, например переезжает из глубинки в город, то, по сути, в налоговых поступлениях в бюджет ничего не меняется, но когда по соседству находятся крупные субъекты, то трудовая миграция ослабляет экономически менее сильные регионы. Здесь необходим определенный баланс.
Что касается возможных резервов, то сегодня мы видим увеличение базы по налогу на прибыль организаций, значительная часть которого пойдет в федеральный бюджет. Из него, в свою очередь, региональные бюджеты могут корректироваться дотациями, субвенциями, субсидиями. Ну и, конечно, увеличение НДС на 2% приведет к росту поступлений. Также введение НДС в систему упрощенного налогообложения в краткосрочной перспективе позволит увеличить доходы федерального бюджета и обратить более серьезное внимание на урегулирование дефицитных проблем в регионах.
Я не говорю про долгосрочную перспективу, потому что налоговое бремя увеличивается, а реформа, связанная с НДФЛ, станет существенным бременем для физических лиц, а реформа, связанная с юридическими лицами, в краткосрочной перспективе, безусловно, даст очень серьезный результат, но в долгосрочной может привести к обратному эффекту. Поэтому здесь надо смотреть аккуратно с точки зрения исключительно фискальной факторизации увеличения доходов. Все-таки нужно за счет этой фискальной краткосрочной факторизации создавать и расширять инвестиционную привлекательность каждого конкретного региона и увеличивать уровень жизни. Тогда все будет сбалансированным и гармоничным.
