Упростит, но не облегчит: почему предпринимателям не поможет новый налоговый закон
Законопроект об упрощении администрирования налогов для граждан РФ Госдума приняла во втором, решающем чтении, сообщает ИА REGNUM. В частности, инициатива предполагает упрощение уплаты имущественных налогов, также упрощения коснутся и индивидуальных предпринимателей. Порядок расчета подоходного налога для них будет аналогичным с ИП.
Данные меры призваны лучше администрировать налогообложение, но никак не облегчать жизнь региональным предпринимателям, потому что похожие подходы уже были внедрены. Электронный документооборот присутствует и сейчас. Любой ИП может сделать декларацию, через Интернет внести ее в налоговую службу и более не беспокоиться. Но проблема в другом: само налогообложение слишком высокое и обременительное для малого бизнеса.
Нужно понимать, что малый бизнес существенным образом отличается от крупного. Если у крупных предприятий, как правило, не более 10 % всех расходов приходится на фонд оплаты труда, то у малого бизнеса эта доля доходит до 30–40 %. И пока не будет послаблений в плане налогообложения сотрудников малых предприятий, никакое «обеление» экономики в регионах не начнется. Предприниматели будут пытаться как-то выживать в таких условиях. Потому что если бизнесмен, помимо налогов на прибыль, НДС и прочих сборов, будет платить еще такие, откровенно говоря, высокие налоги в фонд оплаты труда, который составляет у малого бизнеса около 47–48 % от общего фонда, то о рентабельности говорить не приходится. Средняя доходность малого бизнеса у нас в стране обычно не превышает 20 %.
Текущий законопроект поможет лишь в налоговом администрировании, но кардинально не упростит его. Что касается рассказов предпринимателей об излишней бумажной волоките, то этот вопрос имеет отношение к регулированию бизнеса. Сейчас, например, действует правило, что если предприниматель просрочил выплату какого-то налога, например, на прибыль, то он обязан уплатить штраф. Чтобы это сделать, нужно написать соответствующее заявление, которое в электронной форме уже не принимается. То есть бизнесмену нужно пойти в ФНС, стоять в очередях, тратить время. И таких моментов сотни, они мешают ведению бизнеса. Если бы, как предложил наш премьер Дмитрий Медведев, ввели «регуляторную гильотину», это стало бы существенной помощью. А такие точечные меры не помогут и не улучшат условия ведения бизнеса в регионах.