Упрощенная процедура отставки мэров увеличила их зависимость от решений, принимаемых на уровне губернаторов
![После сентябрьских выборов по стране прокатилась очередная волна отставок мэров. Упрощенная процедура назначения градоначальников сделала их уязвимыми. Согласно высказываемым оценкам, мэр едва ли не самое нестабильное звено в системе публичной власти. Не могу согласиться с позицией, что мэр — самое нестабильное звено в системе публичной власти, поскольку есть примеры, когда мэры на своих постах долгое время сохраняли популярность и доверие граждан. Например, в Иркутской области, в городе Черемхово, есть мэр, который руководит городом уже два десятилетия и считается любимцем жителей, […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2024/10/Kosacheva-360x349.jpg)
После сентябрьских выборов по стране прокатилась очередная волна отставок мэров. Упрощенная процедура назначения градоначальников сделала их уязвимыми. Согласно высказываемым оценкам, мэр едва ли не самое нестабильное звено в системе публичной власти.
Не могу согласиться с позицией, что мэр — самое нестабильное звено в системе публичной власти, поскольку есть примеры, когда мэры на своих постах долгое время сохраняли популярность и доверие граждан. Например, в Иркутской области, в городе Черемхово, есть мэр, который руководит городом уже два десятилетия и считается любимцем жителей, одним из самых популярных мэров в регионе.
Мэр сейчас, в первую очередь, грамотный хозяйственник, лоббист территории и только потом уже — публичный политик. И если градоначальников снимают, то не что-то не так с их компетенциями, которые далеки от идеала. Если бы были хорошие хозяйственники, управленцы, то их, поверьте, никто бы не снимал. То, что законодательство предусматривает возможность ротации в «ручном режиме», должно подстегивать работать эффективнее. Это выгодно и жителям, это и реализация запроса на «сервисность власти».
Упрощенная процедура отставки мэров увеличила их зависимость от решений, принимаемых на уровне губернаторов, — тренд на «вертикализацию» власти понятен в текущих геополитических условиях. В 2024 году мэр — это исполнитель. Отсюда и тренд на постепенную замену выборной модели на сити-менеджера и назначение главы города горсоветом. В 2006 году избирались 70% глав городов, в 2018 году — уже 12%. Прямые выборы мэров сохранились только в четырёх городах-столицах субъектов.
С 25 января по 24 сентября текущего года со своих постов ушли 36 мэров, шесть из них проходят подозреваемыми по уголовным делам. С другой стороны, еще шестеро ушли на очевидное повышение, 10 сохранили позиции в управленческой вертикали, сменив работу, и 14 находятся в «режиме ожидания».
Положительные примеры на слуху. Так, мэр Тюмени Руслан Кухарук назначен губернатором ХМАО, глава Челябинска Наталья Котова перешла на работу в Совет Федерации, мэры Копейска и Липецка перебрались в «область» с повышением. А находившийся в «режиме ожидания» с марта 2024 года бывший глава Вологды Сергей Воропанов стал министром энергетики Московской области.
Позиция мэра всегда была «рискованной», здесь ничего нового нет. В статье 2022 года политологи Бакли и Рейтер, показывают, что на выборке 2000-2018 годов вероятность ареста мэра российского города составляла более 10%. Как мы видим, сегодня ситуация практически не изменилась. И для тех, кто умеет работать, должность главы города по-прежнему остается трамплином в вертикали власти. Главное — суметь оттолкнуться. Зависимость мэра от губернатора, с одной стороны, снижает самостоятельность глав городов, но с другой — создает условия для более слаженной и эффективной работы вертикали власти. А эта задача, на мой взгляд, должна находиться в приоритете. Думаю, что с течением времени институт выборных мэров окончательно уступит место альтернативным моделям.
