У нас практически нет системы лекарственного обеспечения
В Росздравнадзоре заявляют о росте числа нарушений прав граждан на лекарственное обеспечение. За четыре месяца 2019 года в ведомство с жалобами обратились около 3500 россиян.
У государства нет задачи обеспечивать людей. Существующий закон называется «Об обращении лекарственных средств». У нас практически нет системы обеспечения, она формировалась фрагментарно со времен Советского Союза, и на данный момент мы говорим о том, что нужно разрабатывать и принимать закон об обеспечении лекарственными средствами взамен или параллельно существующему закону «Об обращении лекарственных средств». Петиция с этим требованием собрала уже более 530 тысяч подписей.
Суть инициативы будет заключаться в том, что у нас есть стандарты и сейчас будут клинические рекомендации, в частности, в амбулаторном звене первичной медико-санитарной помощи, в соответствии с действующим уже законодательством, включая закон об ОМС, структуру тарифов ОМС, куда лекарства уже входят, но по факту это не работает. Речь идет о том, что мы должны создать систему обеспечения лекарствами в амбулаторном звене по стандартам, если нет стандартов или лекарство туда не входит, является прорывным, например, то по решению врачебной комиссии пациент также может быть обеспечен.
На данный момент получается, что помощь по стандартам в амбулаторном звене у нас массово нарушается, потому что медицинская помощь вообще в мире оказывается с помощью лекарств, а с помощью чего лечат у нас, когда лекарств нет? Получается, что мы не можем реализовать свое конституционное право в поликлиниках, то есть нам диагноз ставят, а дальше идите и за свои деньги покупайте жизненно необходимые препараты. Как это? Откуда у пациента, который себя, мягко говоря, плохо чувствует, деньги на лекарства, часто дорогостоящие? Их нет, поэтому люди не получают необходимой помощи, государство видит только льготников и стационарных больных. Наш вопрос: а как же остальные граждане?
Кроме того, это экономически невыгодно, потому что, если вовремя таблетку человеку не дали, он впоследствии, например, получил инсульт или инфаркт, соответственно, вызвал скорую помощь, попал в стационар, оформил больничный лист, потом инвалидность и перестал работать. А если бы вовремя дали ему таблетку, он бы еще работать долгое время продолжал. Поэтому за новым законом не только право, но и экономика и здравый смысл. Но для того, чтобы это заработало, нужно построить всю инфраструктуру. Нужны договоры с производителями, дистрибьюторами, аптечными сетями. Вплоть до того, что сейчас пропал, например, кордарон или анаприлин – и для всех это неожиданность. А в чем тут неожиданность, раз у нас нет системы обеспечения? Государство себе отвело роль регулировщика на перекрестке, который не видит, что у него происходит в городе и во всей стране. Как в соседних субъектах Федерации цена на один и тот же препарат может отличаться в 59 раз? Очень просто: системы нет.
Сейчас это пока вообще не законопроект, это наша идея, и мы не хотим пока даже проект писать, потому что, как только его напишешь, он тут же станет никому не нужен. Мы сейчас на своем форуме привлекаем людей, у нас уже много экспертов, и если риторику Минздрава за последние 10 дней посмотреть, то они уже пишут, мол, все, мы уже не говорим о страховании, не говорим о всеобщем лекарственном обеспечении. То есть это неизбежно, это будет. Вопрос только когда.