У кандидатов со скромным бюджетом и шансы на победу весьма скромные


Денежных средств на избирательные кампании всегда тратится очень много. Вопрос только в том, как это происходит. Их можно тратить через официальный избирательный счет, а можно «черным налом». В России начиная с первых свободных конкурентных выборов и до недавнего времени традиционно искусственно занижались размеры избирательного фонда. Например, в Московской области еще совсем недавно размер избирательного фонда главы местного самоуправления составлял 1 млн рублей. Причем 1 млн был и для главы Андреевки, где проживают 11 тысяч человек, и для Химок с населением 250 тысяч человек. Естественно, в Химках за 1 млн кампанию не провести, там требуются огромные затраты.

500 млн рублей для Башкирии – сумма достаточно большая, впечатляющая. Тратить огромные суммы – это не совсем продуманное решение. В ситуации, когда уровень жизни населения не растет, а в последние лет пять даже падает, демонстрация таких сумм лишний раз вызывает волну критики. В целом средний бюджет избирательной кампании в регионе составляют не меньше 100 млн.

В наше время возможно все, в том числе и провести выигрышную кампанию за небольшие деньги. Например, вспомним Владимира Сипягина, избравшегося в 2018 году во Владимирской области. Его кампания была очень скромной. Или Валентина Коновалова в Хакасии. За три копейки кандидаты смогли стать губернаторами. Я наблюдаю за выборами в Московскую городскую думу, и зачастую на кампании лидеров общественного мнения тратится около 1 млн, но при этом у них есть все шансы победить. Сейчас мы находимся в точке бифуркации, и, несмотря на существующие исключения, у кандидатов со скромным бюджетом и шансы на победу весьма скромные. Избирательная кампания – дорогое удовольствие, а между тем есть обязательная программа, которая должна быть выполнена. За кандидата, которого не знают, никогда и не проголосуют. Так сложилось в политической системе, что у нас долгое время был политиком только президент. Остальные ушли в тень, и часто депутатами и главами становились просто известные люди. Если же человек просто решил заняться политикой, донести информацию о себе до избирателя – дорого. Хотя сейчас среди протестного электората есть свои лидеры общественного мнения, у которых наработаны известность, репутация, каналы донесения информации, как, например, YouTube-каналы, блоги, которые позволяют преодолевать барьеры узнаваемости. Кандидаты при помощи лидеров общественного мнения достаточно быстро могут раскручивать нужную информацию за небольшие деньги.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: