Туризм может стать одним из важнейших драйверов развития Челябинской области
В последние годы с приходом губернатора Алексея Текслера целенаправленно ведется работа по поиску дополнительных сильных мест – или, если говорить на языке бизнеса, уникальных торговых предложений: изюминок, сильных сторон, которые могли бы стать драйвером развития региона. Поиски идут и экономические, и логистические. И одна из таких точек, о которой давно говорили, – это туристический потенциал. Он огромен и уникален.
Классические названия Южного Урала – это Уральская Карелия, Уральская Швейцария. Это горы и огромное количество озер. К сожалению, весь советский период ставка делалась на промышленное развитие. То же самое продолжалось и в последующие годы. Туризм существовал только как местный, не более того. В последние годы – особенно это заметно в связи с пандемией – внутренний туризм стал колоссально развиваться в нашей стране. У нас уже существовали внутренние, местные точки, которые стали очень выводиться на общероссийский уровень. К нам стали массово ездить из других регионов. Нет, конечно, ездили из того же Екатеринбурга. У нас и озера, и горы, и сплавы, и исторические сплавы. У Алексея Иванова в книгах они прекрасно описаны. Одна из его работ (совместная с Парфеновым) – это «Хребет России», там очень красивые съемки, я ее очень рекомендую. Это серия документальных фильмов по сплавам металлургии по всем этим речкам, по горнозаводской зоне (металлургические изделия сплавляли по рекам после производства. И эти маршруты, по которым ходили баржи в 19 веке, сейчас стали туристическими сплавами, прим. ред.). У него есть теория, что это совершенно отдельная культура. Вот есть культура казачества, культура крестьян, дворянства, а есть своеобразная культура горнозаводской зоны. И еще важное событие из этого ряда – это запуск на канале «Моя планета» и в кинотеатрах фильма «Аркаим. Колесница времени». То есть регион себя усиленно продвигает в туристическом плане.
Мы прекрасно знаем, что сейчас политика федерального центра такова: те, кто себя продвигает, получают поддержку, в том числе финансовую. Так что инвестиции в размере 14,5 млрд – это закономерный результат многолетней работы в данном направлении. Несмотря на все ограничения, эти сферы активно развиваются, что позволит в перспективе полностью раскрыть потенциал Южного Урала. Мы понимаем, что Байкал уникален, Карелия. Но вопрос в том, кто это разовьет и представит себя. У нас сейчас есть все возможности благодаря этой финансовой поддержке и этой политике. Есть обдуманная, выстроенная политика: государство поможет, если есть попытки что-то продвигать. И на мой взгляд, туризм может стать одним из важнейших драйверов развития региона.