Цыбульский, окончательно закрыв «Шиес», продемонстрировал политическую волю
«Шиес» для большинства жителей Архангельской области уходит в прошлое (губернатор Архангельской области Александр Цыбульский сказал в интервью РБК, что до конца 2021 года на месте мусорного полигона в Шиесе появится «замечательный лес», — прим. ред.). Предложенные меры в формате рекультивации выделенной у железнодорожной станции площадки устраивают северян. Это действительно демонстрация политической воли и умения добиваться поставленных целей. Фокус управленческих решений и общественного внимания переориентируется на раздельный сбор бытовых отходов и обустройство мест для хранения городского мусора в агломерации Архангельск – Северодвинск – Новодвинск.
Что касается других экологических инициатив главы Архангельской области (он заявил о необходимости ведения государством более «агрессивной» политики в отношении сохранения леса, — прим. ред), то лес традиционно являлся источником заработка валюты для России в донефтяной период. В связи с тем что использование энергетических благ вступает в сложный период, снова идет обращение к возобновляемому ресурсу.
Архангельская область вошла в число пилотных регионов по использованию современных технологий государственного присмотра за лесом. Это и электронные накладные на перемещение леса, и новые технологии восстановления леса. Для региона возрождение отрасли ЛПК – это шанс. Все знают про регионы нефтедобычи, а Архангельская область располагает, наверное, последним в Европе большим массивом малонарушенных лесов. Этим нужно грамотно и правильно распорядиться, то есть не просто спилить, а вовлечь в хозяйственный оборот таким образом, чтобы это принесло максимальную пользу людям, которые там живут и работают, и всему региону.
Лес – федеральный ресурс, естественно, собственник и должен за ним присматривать. Это не трата, а государственная инвестиция. Если государство сможет решить проблемы, связанные с лесодобычей, лесопереработкой и лесовосстановлением, это станет вечным источником блага для жителей региона и всей страны. Для этого необходимо решить в том числе вопрос со строительством лесных дорог. Пока главная проблема состоит в том, что лесодобывающие предприятия являются арендаторами лесов, но дороги, которые они строят, никак не засчитывают в их актив. Получается, арендатор должен строить дороги капитального характера, не будучи уверенным, что на протяжении 50 или 100 лет сможет ими пользоваться. Собственником должен как-то учитываться вклад арендатора в развитие определенных ресурсов.
Подобных тонкостей и нюансов, которые препятствуют тому, чтобы лесодобыча и лесопользование было реализовано, много. Например, есть проблема и самой аренды лесов. Многие предприятия присматриваются к малонарушенным лесам, а более правильно вовлекать в хозяйственный оборот участки, до которых сложнее добраться, в том числе до которых нужно строить лесовозные дороги. Эти проблемы надо так или иначе решать. Это смелая задача, серьезный вызов, но и отдача может быть весомой.