Цивилев против РЖД: губернатор хочет удешевить стройку, а компания – заработать


Угольщики, требующие скорейшего расширения Восточного полигона, решили радикально подойти к вопросу ответственности за стройку. Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев предложил забрать у ОАО «РЖД» полномочия по строительству Восточного полигона, оставив за ним только функции эксплуатации и ремонта. В ОАО «РЖД» предложение не оценили, пишет «Коммерсантъ».

Сергей Цивилев давно занимается темой развития Восточного полигона, потому что он угольщик и еще в Якутии осознал, как предприниматель, масштабы проблемы. По моему мнению, у РЖД слишком высокие расценки на строительство. Солдаты военного ведомства строят намного дешевле. Многие проекты пробуксовывают, железные дороги не развиваются так, как надо, и я думаю, что предложение Цивилева должно ускорить и удешевить стройку железных дорог, которые очень нужны в Сибири. Сейчас, когда стране нужно полноценно развернуться на восток, получается, что коммуникации не развиты. И Цивилев лучше всех здесь знает, что делать. Он ежедневно мониторит эту проблему и как губернатор, и как угольщик, поэтому ему можно полностью доверять. Я думаю, перспективы у инициативы есть, потому что обычно федеральная власть прислушивается к Цивилеву, поэтому Москва может поддержать идею в том или ином виде. Для этого есть все основания.

У РЖД слишком высокие расценки. Ранее шли переговоры с компанией о строительстве прямой дороги до курорта «Шерегеш», так они запросили фантастическую цену – 20 млрд рублей. А это километров 20. Я посмотрел, сколько просят частные строительные компании, – 50 млн рублей. Понятно, что РЖД хочет зарабатывать, как и любой инвестор. Меньше вкладывать и больше получать. Отсюда и такая инициатива Цивилева – удешевить и ускорить. Давно в регионе пора развивать и Южный ход – в Монголию и Китай. Решение об этом принимали еще в конце нулевых годов. И Северный ход нужно делать полноценным – он у нас кусками существует.

У нас сейчас контейнерные перевозки, которые пошли в Китай и из Китая, вытесняют экспорт угля. Он лежит на складах, не вывозится, его стали меньше добывать в Кузбассе. Не потому, что не покупают в мире, а потому, что вывезти невозможно. На западе закрыли возможности, а на восток увезти не могут. Поэтому инициатива Цивилева обоснованна. Раньше товары шли в Европу, но сейчас связи разорваны, мировые контейнеровозы товары не доставляют, все идет через Транссиб, а магистраль не справляется – нет мощностей. Больше нужно станций, путей, надо строить дублеры. Кузбасс готов добывать больше угля, цены высокие, но продавать не можем, потому что не вывозим. Я недавно смотрел статистику: в Восточной Сибири заметно выросло потребление энергии, видимо, это тоже связано с увеличением объема железнодорожных перевозок.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: