Цифровая служба занятости: чем она может быть полезна
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер предлагает создать российскую цифровую службу занятости. С помощью такого онлайн-сервиса можно будет оперативнее решать проблему безработицы, считает глава региона.
Конечно, любые предлагаемые меры по улучшению ситуации на рынке труда идут на пользу бизнесу и людям. Все это вызывает позитивную реакцию. Вопрос здесь заключается только в размере дополнительного финансирования и, как следствие, в затратах для бюджета. Например, смогут ли банки реализовать «каникулы», не уменьшится ли у них от этого ликвидность, не попадут ли они с возвратом в какую-то критическую ситуацию? Мы же понимаем, что увеличение кредита всегда сопряжено с невозвратом денег, то есть пропорционально увеличению кредитования увеличивается и невозврат. Для банков эта ситуация, мягко говоря, не очень хорошая. Сами по себе каникулы – дело неплохое, но это все-таки не амнистия, то есть все равно через полгода или год человек столкнется с ситуацией, что ему нужно будет возвращать все задолженности.
Я согласен к Текслером, который предлагает создать цифровую службу занятости. Нам необходима информация. Дело в том, что мы сейчас не знаем два главных индикатора: что у нас происходит с безработицей и что происходит с денежными доходами населения. Росстат перешел на квартальную отчетность по доходам, и данных за апрель у нас сейчас нет. Безработица определяется выборочным обследованием. В условиях пандемии, конечно, никакого выборочного обследования не проведешь, поэтому наверняка Росстат провел опрос по телефону. Сейчас определение уровня безработицы – это один из самых главных и самых сложных в получении индикаторов. В принципе, рынок труда и доходы населения – это главные проблемы, которые сейчас стоят перед государством. Именно они тянут за собой рост уровня бедности, дифференциацию населения по доходам. И этого допустить нельзя. Все остальное поправимо. Поэтому попробовать организовать еще какой-то контроль, мониторинг ситуации в виде цифровых технологий стоит. Это может стать альтернативой госстатистике. Главное, на создание такого ресурса не потратить миллиарды рублей.
Сейчас резко возросло число тех, кто обратился в службу занятости. По мнению некоторых экспертов, количество безработных может составить чуть ли не 10–15 млн человек, по некоторым пессимистическим прогнозам, даже и 20 млн человек. Я, конечно, в такие цифры не верю, но тем не менее вопрос, справится ли финансово служба занятости. Сейчас задача – остановить рост безработицы, чтобы не было социальной турбулентности. К сожалению, кризисная ситуация всегда вызывает безработицу, причем везде. Останавливается производство, останавливается спрос, и первое, что делают предприниматели, – сокращают фонд заработной платы и численность работников, то есть минимизируют свои издержки. От безработицы никуда не уйдешь, она будет расти, и задача правительства – ее компенсировать, попытаться помочь людям.