Цены, топливо, санкции: как решить проблемы Крыма?
На встрече в Кремле глава Крыма Сергей Аксенов поднял извечные для республики вопросы, в частности проблему высоких цен на товары. Эта тема существовала практически всегда, потому что Крым, по сути, является логистическим тупиком, прежде всего для сухопутного передвижения грузов. А морские перевозки, даже когда не было санкций, не являлись значимой частью экономики и играли роль логистических цепочек для отдельных субъектов хозяйствования. С 2014 года возникла проблема с поставками товаров в Крым, которая была решена с помощью паромной переправы, а затем и строительства Крымского моста. Однако вопрос ценообразования и конкуренции, которая также регулирует ценообразование во всех сегментах – строительном, продуктовом и других, всегда остается актуальным.
Глава республики совершенно четко обозначил причины такой ситуации. Во-первых, это проблема транспортной доступности, прежде всего грузовой в крупных объемах. Во-вторых, это создание атмосферы реальной, серьезной конкуренции между игроками продуктового и других рынков на полуострове. При этом стоит учитывать, что трудно будет достигнуть в Крыму уровня цен, скажем, как в Краснодарском крае: все равно в Крым товары нужно доставлять, а это вопросы логистики. Безусловно, есть некоторые расчеты, что в рамках больших компаний, ретейла, крупных строительных фирм это все удастся решить. Но это вопрос проверки временем и экономикой. Тем не менее пути решения проблемы высоких цен верные – конкуренция и транспортная доступность.
Еще один вопрос – это санкции, которые также тормозят вхождение крупных субъектов бизнеса в Крым. Все это создает в разных секторах экономики трудности для ведения бизнеса и осуществления хозяйственной деятельности. Поэтому решение вопросов транспортной доступности, конкуренции на экономическом рынке в Крыму необходимо подкреплять и федеральным законодательством, которое будет учитывать ситуацию, в которой оказался полуостров.
Хочется надеяться, что встреча Аксенова с президентом подтолкнет решение наболевших вопросов Крыма, потому что ситуация складывается достаточно интересная, в частности с банковским сектором, когда по формальным признакам создаются проблемы для функционирования крымских компаний. Крупнейшие банки просто блокируют средства, денежные переводы между Крымом и материком, ориентируясь на федеральный закон о финансировании террористической деятельности.