Центр и регионы: как реформировать систему взаимоотношений


Нет простых решений в системе управления регионами, однако, мне кажется, новое руководство администрации президента нужно привлечь к «соблазну» все упростить. Есть сложная система, множество регионов, множество функциональных звеньев – федеральные инспекторы, финансовые инспекторы, система полпредств, система кураторов. Есть, собственно, партия, «Народный фронт». К тому же, действуют другие партии, кроме «Единой России». Есть масса людей и структур, которые находятся на уровне между федеральным Центром и регионами, и каким-то образом поставляют информацию из региона в Москву и обратно, и пытаются влиять на процесс принятия решений.
На мой взгляд, нет какого-то такого однозначного решения. Наверное, стоит говорить о системе мозаичной, когда выделяется некая группа регионов – допустим, со специфическими руководителями – это Татарстан, Чечня, Башкирия. Регионы, как в Сибири, где есть мощные финансово-промышленные группы, управляющие этими регионами. И это тоже очень важный момент. В принципе, все те люди, которые занимаются региональной политикой, они тем или иным образом связаны с этими финансово-промышленными группами, их нельзя тоже из рассмотрения исключать. Поэтому, как мне кажется, построение какой-то единой системы вряд ли возможно.
Но вот сегментирование существующих отношений между Москвой и регионами, и, соответственно, придание этим группам определенной системы взаимоотношений, в том числе и межбюджетной, в этом и будет состоять наиболее оптимальное решение проблемы. Последнее заявление Рамзана Кадырова, когда Чечня дискутирует публично с Москвой по поводу размера субсидий из федерального бюджета – это тоже серьезный признак не только недовольства главы Чечни тем, что происходит в отношениях с Москвой. Это серьезный признак того, что существующие принципы управления регионами, особенно Кавказа, они уже перестают работать.
Опять же, если заниматься реформированием отношений между Центром и регионами, реформированием региональной политики, политики Центра, нужно брать, наверное, группы регионов, наиболее проблемные. Или же наименее проблемные – у кого какой подход. И пытаться не сразу, в одночасье всю страну привести на какую-то единую модель, а сначала решить одну проблему в одной группе регионов. И тем самым, в том числе и для себя, можно было бы понять, какая модель отношений федерального Центра и регионов будет наиболее эффективная.
Материал основан на выступлении автора на заседании Экспертного клуба «Регион», 29 ноября 2016 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: