Транспортные проблемы Москвы: решать и подробно обсуждать с москвичами
Сбои в работе метро Москвы 11 декабря, когда остановились две линии, стали следствием сложных погодных условий последних дней: повысилась напряженность на дорогах, зашкаливали пробки, в такой обстановке резко увеличивается пассажиропоток в метро. Но это регулярная проблема не только Москвы, но и других городов страны: как только приходит зима, начинаются транспортные трудности.
Относительно в целом транспортной политики московских властей надо сказать, что в последнее время делается очень много полезного и эффективного, потому что у нас значительно выросла доля перевозок общественного транспорта, идет переоснащение, появились электробусы, специальные полосы для общественного транспорта. Все это отчасти решает транспортную проблему, но дело в том, что мы являемся «заложниками» сформировавшейся еще в советское время схемы Москвы, того, как город сложился. В поздние советские времена и в 1990-е годы Москва развивалась достаточно хаотично, и по сравнению другими городами мира такого размера столица спланирована более сложно с точки зрения решения транспортной проблемы.
Транспортная политика Москвы упирается не столько в отсутствие идей (которых много в последнее время), сколько в хроническую болезнь наследия градостроительства советских времен и начала 1990-х годов. Боюсь, что такие проблемы периодически будут возникать. Московские власти могут только локально «латать дыры», чтобы немного ослабить транспортную проблему, но полностью ее решить невозможно. К примеру, были такие проекты, как создание «Большой Москвы», отчасти решается транспортная проблема платными парковками, но тут возникает вопрос с ценами на них, с их размещением. В общем, в этой теме есть большие вызовы, и они надолго.
Несмотря на соблазн решать такие проблемы узким кругом профессионалов, мне думается, что пути решения транспортных проблем Москвы иногда нужно широко и подробно обсуждать с москвичами. Ту же реновацию начали, а потом она вызвала резкое неприятие, пришлось все равно искать компромисс с жителями. И так по многим вещам. Повторюсь, мы остаемся заложниками предыдущих десятилетий существования Москвы, и ждать, что в одночасье к всеобщему счастью все транспортные проблемы решатся, к сожалению, не стоит.
И в условиях, когда власти ограничены той схемой города, которая сложилась много лет назад, по вопросам, как дальше развивать транспортную инфраструктуру и решать транспортные проблемы, стоит советоваться с жителями: где запустить одностороннее движение, где снять светофор, где его поставить – без учета интересов жителей, как им удобней ходить и ездить, это делать сложно.