Трагические случаи с военными неизбежны, но губернаторы не могут на это повлиять
Я не считаю, что губернаторы должны вмешиваться в действия армии. Учебные центры несут ответственность за размещение мобилизованных, за их питание, технику безопасности и так далее. На сборах всегда есть вероятность возникновения травм (сейчас обсуждается смерть мобилизованного в учебном центре Свердловской области, — прим. ред.). Это касается и применения оружия, и здоровья.
Нужно учитывать и возраст мобилизованных. Одно дело – 18-летние призывники, другое – люди старше 45 лет. У них здоровье отличается. Думаю, трагические случаи неизбежны, но вряд ли на это как-то могут повлиять губернаторы. Это задача медкомиссий, которые отправляют мобилизованных, – отправлять здоровых, а не тех, у кого есть хронические заболевания, повышающие риск подобных случаев. Задача инструкторов, которые должны следить, чтобы люди не нанесли себе травм. Президент же сказал: нужно два месяца готовить резервистов, учить их обращаться с оружием или помогать обновить забытые навыки. Поэтому все зависит от людей, которые занимаются организацией.
В армии очень жесткая система подчинения, и губернатора в этой системе нет. Он не имеет воинского звания и должности. Он гражданское лицо, поэтому повлиять на ситуацию внутри он не может. Зато может как-то помочь со своей стороны – с обеспечением условий, со снаряжением мобилизованных. У власти есть средства для решения социальных вопросов. Поэтому сейчас появляются инициативы вместо новогодних праздников и салютов направить деньги на поддержку мобилизованных.
Региональная власть может помогать только теми ресурсами, которые у нее есть. Сейчас в разных субъектах возникает определенный положительный опыт, что может сделать власть, чтобы мобилизация прошла по максимально безопасному и оптимальному пути. Некоторые губернаторы посещают мобилизованных в центрах подготовки. Глава же не просто посмотреть приезжает – он спрашивает, чего не хватает, чем нужно помочь. Поэтому неплохо было бы весь этот положительный опыт аккумулировать и рекомендовать губернаторам. Мобилизации же не было 80 лет. Неплохо было бы подготовить правила, например, пять вещей, которые может сделать при мобилизации губернатор, или мэр, или организации, общественные институты.
Пока кто что придумает, тот так и действует в меру своих сил. Власть оказалась в ситуации, когда все произошло внезапно. Понятно, что происходят накладки, но печально, что они могут быть трагическими. Нужно понимать, что для мобилизованных закачиваются гражданская жизнь и влияние губернатора после того, как они отбывают из военкоматов на место подготовки и несения службы.