Тест на партийную адекватность
Дума принимает пакет поправок к закону о выборах депутатов Госдумы, согласно которым половина депутатов будут избираться по одномандатным округам. Это произойдет уже в 2016 году. Кроме возвращения одномандатников вводятся фильтры для партий, не имеющих представительства в законодательных собраниях регионов, а также ограничение избирательных прав осужденных по тяжким и особо тяжким статьям.
Партии, не имеющие представительства в Государственной думе или законодательных собраниях регионов, будут вынуждены получить для участия в выборной гонке 200 тыс. подписей избирателей. При этом собирать более 7 тыс. подписей в одном субъекте федерации будет запрещено.
У серьезных политических игроков по поводу новых думских фильтров сложился консенсус. Представители КПРФ, в частности, отметили, что предложенные поправки окажутся довольно эффективными в борьбе с так называемыми спойлерами. Действительно, говорить о том, что эти фильтры станут непреодолимым препятствием для участников избирательного процесса, не приходится. Так, без подписей регистрироваться на выборах получат возможность партии, набравшие на предыдущих выборах в Госдуму не менее 3% голосов избирателей. Кроме того, не придется собирать подписи также партиям, у которых есть хотя бы один депутат в законодательном собрании субъекта РФ, избранный по списку. Таких партий еще семь — «Патриоты России», «Родина», РПР—ПАРНАС, «Правое дело», «Гражданская платформа», Российская партия пенсионеров за справедливость и «Коммунисты России».
Это правило распространяется также на кандидатов-одномандатников. Остальные, в том числе самовыдвиженцы, должны будут представить не менее 3% подписей от числа избирателей округа, но не менее 100 тыс. избирателей.
Ожидается, что вскоре аналогичные поправки с установленным фильтром для партий будут внесены в Госдуму для выборов в законодательные собрания регионов. В частности, значительной коррекции подвергнется закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Совершенно очевидно, что цель нового этапа политической реформы заключается в стабилизации системы и усилении ее представительности. В 2012 году процесс регистрации партий был максимально упрощен, что стало причиной резкого увеличения их количества, спойлеризации партийной системы. Искусственный рост числа партий, которые зачастую не обладают ни политической силой, ни симпатиями избирателей, способен вызвать серьезное отторжение электоратом всей системы выборов в целом и дискредитировать процедуру.
В основе новых изменений вполне здравый принцип: к выборам должны быть допущены сильнейшие партии или, во всяком случае, те, которые имеют хотя бы минимальные шансы на представительство интересов избирателей.
Новый закон о выборах депутатов Госдумы будет способствовать росту политической конкуренции между реальными участниками политического процесса. Сегодня практически все зарегистрированные Минюстом партии (их более 70) имеют реальный шанс участвовать в следующих выборах в Госдуму без сбора подписей. До выборов в Госдуму в декабре 2016 года предстоят еще два единых дня голосования, которые вполне в состоянии выявить новые партии, пользующиеся поддержкой в регионах.
Новые правила стимулируют партии к участию в выборах в региональные законодательные собрания. Появление у партии как минимум в одном субъекте РФ мандата в региональном парламенте — это автоматический пропуск в федеральную политику. Запретительным такой фильтр не назовешь. Это абсолютно не экстремальное требование, скорее тест на общую адекватность. Потенциал партии на региональном уровне он покажет ясно и определенно.