Театры борются за души людей – их нужно не сокращать, а поддерживать


Президент РФ Владимир Путин во время выступления перед деятелями искусства в Ярославле заявил, что считает важным рассмотреть вопрос оптимизации числа государственных театров в России.

Идея сокращения числа театров была еще при советской власти. Тогда, в 70-е годы прошлого века, хотели закрыть часть региональных театров оперы и балета и оставить только крупные, академические, такие как Большой и Мариинский театры, и чтобы они гастролировали по стране несколькими составами. Тогда апеллировали к недостаточному уровню трупп в провинции, а сейчас времена изменились, и мы говорим уже просто про экономическую эффективность. Пока не понятно, что имел в виду глава государства: речь идет об оптимизации/сокращении существующей сети театров или лишь об ограничении на создание новых коллективов? Действительно, в настоящее время есть проблема недофинансирования государственных и муниципальных театров по сравнению с нормативами, когда-то закладывавшимися в проект закона о театре. Означает ли это, что нужно сократить их количество, чтобы оставшимся жилось сытнее?

Да, в европейских странах или США такого количества государственных театров нет. Однако у них давно существуют другие сформированные и эффективно работающие механизмы поддержки театров: в США, к примеру, вообще 90 % сферы культуры финансируется не из государственных источников, но при этом никто не говорит, что там есть какие-то системные проблемы в этой отрасли. У нас такой традиции нет, и если слова президента об оптимизации истолкуют на местах как сигнал к сокращению, то последствия будут непоправимыми.

Между тем роль, которую играют театры в жизни нашей страны, особенная. Театр – это в том числе идеологическое в высоком смысле слова учреждение: мы боремся за души людей, если не мы, то кто-то другой займет нашу нишу, пустовать она не будет. Сокращение количества театров просто приведет к увеличению людей, ищущих отдохновения в чем-то другом. Благо улица, в самом широком смысле этого слова, такие возможности всегда готова предоставить, и гораздо более оперативно и эффективно, чем государство. Я сейчас имею в виду наркоманию, преступность, сектантство, религиозный экстремизм и так далее.

Есть такое понятие, как эксцесс исполнителя, и интересно посмотреть, какие будут даны реальные команды после выступления президента: то ли прекратят инвестировать в новые театры, то ли начнут сокращать или объединять существующие, что без внимательного отношения крайне опасно. Прецеденты были, когда пытались объединить театры, и из этого редко выходило что-то хорошее.

Для меня, как для директора Нижегородского Камерного музыкального театра имени В. Т. Степанова, эта тема особенно актуальна, потому что мы очень остро ощущаем отсутствие своего помещения, в котором могли бы нормально работать. Сейчас мы находимся в арендованном здании и ждем, чтобы внимание к нам возросло, а не было сокращено. И мы очень рассчитываем, что Год театра как раз приведет к каким-то подвижкам в этом вопросе, а не наоборот.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: