Существующих мер поддержки малого и среднего бизнеса в регионах недостаточно
Очевидно, что в изменившихся экономических условиях бизнес в регионах нуждается в дополнительных мерах поддержки. Федеральные власти в симбиозе с региональными коллегами пытаются выработать новые принципы взаимодействия с малым и средним предпринимательством.
Бизнес – основа экономики. Он оказывает влияние на ключевые аспекты жизни общества, обеспечивая гарантированные налоговые поступления в бюджет государства.
Безусловно, прежде всего, стоит начать с развития малого и среднего предпринимательства – это тот уровень, на который может выйти рядовой гражданин без привлечения излишних затрат.
В стране уже действует ряд мер поддержки малого и среднего бизнеса, которые включают в себя дорожную карту поддержки малого и среднего бизнеса, разработанную Банком России; разработку цифровых платформ информирования предпринимателей об актуальных государственных программах поддержки; социальный контракт на открытие бизнеса; ряд регионов предлагает гранты как начинающим, так и опытным предпринимателям.
Отмечу, что наибольшего внимания удостоилась сфера АПК: именно аграриям государство предлагает наиболее выгодные гранты и субсидии. Один из ярких примеров – программа «Агростартап», реализуемая в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По ее примеру такие же меры поддержки нужно внедрить в другие отрасли.
Учитывая реальную ситуацию, мы видим, что существующих мер поддержки в регионах недостаточно. Связано это не только с финансовыми причинами: зачастую люди попросту боятся сделать первый шаг и начать свое дело.
Многие сталкиваются со сложностями уже на этапе оформления документации. Для решения этой проблемы следует обеспечить более понятный механизм, освобожденный от излишних бюрократических барьеров. Административные процедуры можно упростить и сократить до минимума, что позволит предпринимателям сосредоточиться на развитии бизнеса, а не тратить время на оформление документов.
В целом, не исключаю возможность создания полноценного аналога портала Госуслуг, но который будет полностью нацелен на предпринимателей. Частично эта задумка уже реализована, но думаю, что и здесь есть, куда расти.
Второй немаловажной мерой поддержки станет частичное покрытие расходов на открытие бизнеса и обучения сотрудников. В целом, для этих целей можно использовать инструменты социального контракта. Не исключаю возможность его повышения. Сильных убытков государству это не принесет – напротив, в долгосрочной перспективе это даст стране больше прибыли в виде уплаченных налогов. Каждый рубль, направленный на развитие бизнеса, вернется государству вдвойне.
Основной мерой, конечно, является предоставление дополнительного финансирования бизнесу. К этому относится субсидии, гранты и налоговые льготы. Надо расширить сферы деятельности для которых предусмотрен особый порядок уплаты налогов. УСНО нужно снизить до 2%.
Начинающие предприятия должны иметь возможность исполнения государственных контрактов, выигранных на торгах. При участии в тендерах малый бизнес должен иметь определенные преференции. К этому относится освобождение от платежей, снижение налогов, пошлин или выгодные условия участия в торгах.
В условиях высокой ключевой ставки нужно внедрение льготных условий кредитования на открытие бизнеса в регионах страны со ставкой не выше 10%. Нужно рассмотреть возможность предоставления краткосрочных кредитов, гарантий и других инструментов поддержки для более опытных и крупных представителей бизнес-сообщества в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. Мы живем в то время, когда даже лидеры рынка могут столкнуться с трудными периодами – в этот момент можно предложить поддержку, которая поможет сохранить бизнес.
Таким образом, необходимо развивать все звенья предпринимательства. Только это поможет вывести экономику на новый уровень и оправиться от негативных последствий санкционного давления, с которыми мы сталкиваемся до сих пор.