Sukhoi Superjet – новый самолет, его есть за что критиковать
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) проведет внеплановые проверки аэропорта Шереметьево, авиакомпании «Аэрофлот» и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» после крушения самолета Sukhoi Superjet 100 при посадке в Шереметьево. В результате авиакатастрофы 5 мая погиб 41 человек.
На видеозаписи было видно, как горящий самолет прокатился во ВПП – и больше ничего там не видно. Мы не знаем пока, о чем были разговоры экипажа с землей, какая информация была у аэродромных служб, какой информации не было. И у меня нет никакой информации, на основании которой можно было бы оценивать как действия экипажа, так и действия наземных служб.
В 2018 году по воздуху были перевезены 4 млрд пассажиров, а что касается количества происшествий – в прошлом году были, а в 2017-м в пассажирской авиации вообще не было ни одного инцидента с жертвами, был самый безопасный год за всю историю. Так как авиационная сфера – это опасное производство и опасная деятельность, она очень зарегулирована. Поэтому авиаперевозки – самый безопасный вид транспорта, и это результат десятилетий деятельности авиационных властей, производителей авиационной техники, ее эксплуатантов, то есть авиакомпаний.
В Соединенных Штатах в прошлом году перевезли 900 млн человек – ни одной катастрофы. Sukhoi Superjet – новый самолет, его есть за что критиковать. Наша промышленность в первый раз сделала такой самолет, экономическая ситуация у нас сложная, и демографическая сложная, да и любые другие ситуации у нас сложные тоже. Критика Superjet раздавалась со стороны «Аэрофлота» в основном по экономическим вопросам, по системе послепродажного обслуживания, по некоему недовыполнению характеристик, но правительство настроено, деньги туда загружают исправно, причем огромные. Отступать никто не хочет – в правительстве все хотят, чтобы у нас была авиационная промышленность. Приостановка эксплуатации может произойти, только если обнаружится какой-то конструктивный дефект, который есть во всем парке. Такая история произошла, например, с новым Boeing 737 MAX, где вскрылись именно конструктивные недостатки, которые привели, к сожалению, к двум катастрофам за очень короткий промежуток времени. Вот там весь парк на земле сейчас стоит – авиационные власти разных стран приняли такое решение.
Если вернуться к разговору о недавней катастрофе, то самолет загорелся на земле. Запись, которую мы все видели, длится 15 секунд. «Аэрофлот» утверждает, что они открыли люки и выбросили трапы через 20 секунд после остановки. Теперь считаем: 15 секунд он ехал, через 20 секунд из этого горящего факела выбросили трапы и побежали люди. Если не было переговоров экипажа с диспетчером, как за 35 секунд около самолета могла оказаться пожарная машина? Особенно с учетом того, что по всем дорожкам движутся самолеты – Шереметьево же перегруженный аэропорт. Как мы понимаем, никак там пожарные не могли оказаться через 35 секунд. По моему мнению, все эти пустопорожние размышления так называемых экспертов и вся эта болтовня просто никакого смысла не имеют, это еще и народ дезинформирует.
Пока нет точной информации. Даже когда она появится, все участники будут пытаться себя прикрыть, начнут искать стрелочников, сейчас попытаются минимизировать ущерб. Это все ужасно, но так бывает. Я не буду фантазировать насчет версий. Люди, даже те, которые работают в комиссии по расследованию происшествия, зачастую не могут восстановить картину! В данном случае расследование будет проще, потому что летчики и некоторые пассажиры живы. В нормальном состоянии найдены регистраторы полета, поэтому и восстановить картину произошедшего будет легче, но все равно это непросто. И не надо пугать и нервировать народ, а то сейчас начнется: не надо летать этим самолетом и все такое.