Судьба мэров: из лидеров в «операторы»
Предложение Минюста о расширении списка нарушений за которые можно будет увольнять мэров, органично укладывается в начатый в прошлом году очередной этап муниципальной реформы, который еще плотнее встраивает местную власть в "вертикаль".
Если коротко изложить суть радикальных, но не слишком замеченных занятым "крымско-украинской повесткой дня" населением, изменений в организации местного самоуправления, то они состоят в том, что с прошлого года именно губернаторам (формально заксобраниям регионов) дано право определять — какую модель организации местной власти формировать в подведомственном регионе. Правда, варианты, теперь их пять, предложены в федеральном законе. Из них и должны выбрать региональные власти. Раньше муниципалитеты сами принимали решения о выборе модели управления..
Само собой разумеется, что реализация этого права привела к резкому усилению тренда на отказ от модели с прямыми выборами населением главы муниципалитета, являющегося главой администрации и самому широкому распространению схемы, где этот глава избирается депутатами представительного органа муниципии после отбора конкурсной комиссией, половину членов которой назначает губернатор. То есть институционально создан механизм, когда региональные власти почти без проблем добиваются (через комиссию и муниципальных депутатов) избрания своего протеже на должность глав муниципалитетов.
Однако в нынешней системе, где политический и административный контроль считаются абсолютными ценностями, федеральный центр решил обеспечить губернаторам не только почти неограниченное право добиваться избрания на должность глав муниципалитетов своих представителей, но и дать возможность активно их контролировать и оперативно удалять в отставку при малейших отклонениях в использовании публичных финансов либо при несистемном поведении (понятно, что в этом случае повод придраться к неправильному расходованию средств всегда найдется). Можно, конечно, объяснить попытку ввести этот жесткий контроль заботой Кремля о рачительном расходовании региональных и муниципальных ресурсов в условиях кризиса. Но более глубокой причиной является сама логика «вертикали», стремящейся к полной «достройке» и предполагающей в своем полном воплощении отсутствие автономии нижних уровней власти перед вышестоящими.
Главы муниципалитетов в такой схеме (даже там, где они сохранят избранный населением статус) фактически превращаются в «операторов», призванных исполнять политический курс региональной власти, подкрепленный ресурсной базой, за использованием которой вышестоящий уровень управления будет неусыпно следить и жестко карать при необходимости. Местное самоуправления в такой институциональной конфигурации окончательно превращается в нижний этаж государственной власти, лишенный автономии и подотчетный «вертикали».