«Стратегия лидерства» максимально раскроет потенциал Самарской области


Принятая в 2017 году и откорректированная год назад Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, безусловно, является важным документом, свидетельствующим о готовности действующей власти планировать свою деятельность на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Появление столь тщательно составленного документа демонстрирует основательный подход нынешней команды к решению текущих социально-экономических проблем региона и видение путей развития Самарской области. Политический смысл этого документа – констатация факта ухода из региональной власти «варягов» и усиление местной политической элиты.

Появление детально проработанной стратегии также отражает тенденцию к переходу к долгосрочному планированию в наиболее развитых российских регионах. Самарская область в данном случае не отстает от Свердловской и Новосибирской, Республики Татарстан. А это верные признаки социальной и экономической стабильности, без которых невозможен рост. Существенным мотивом для постановки столь серьезных целей может стать желание власти вернуть области статус одного из наиболее динамично развивающихся регионов, утраченный в конце 2000-х годов.

Стратегия предлагает использовать апробированный в ряде регионов инструментарий: создание территорий опережающего развития, высокотехнологических, индустриальных или аграрных кластеров, особых экономических зон (ОЭЗ). Очевидно, учтен опыт успешной реализации подобных проектов, например ОЭЗ «Алабуга» в соседнем Татарстане.

Документ четко определил приоритетные направления развития региональной промышленности и транспорта. Полагаю, в ближайшее время наиболее заметными станут результаты развития транспортного и транзитного потенциала Самарской области. Последний пример – открытие нового скоростного железнодорожного маршрута Самара – Санкт-Петербург. Вместе с тем базовые для региона отрасли машиностроения, прежде всего автомобилестроение и авиационно-космический кластер, остаются в зоне риска по независящим от региональных властей причинам. Именно поэтому коллективный автор лишь вскользь коснулся таких тем, как перспективы регионализации производства автокомпонентов, восстановление авиастроения, производство авиационных двигателей.

Также очевидно, что стратегия переживет еще не одну корректировку, ведь стабильность и развитие ряда базовых для региона отраслей зависят от экономической конъюнктуры на рынке, инвестиционного климата внутри России и федеральной политической повестки. Возможно, изменения коснутся и приоритетов в развитии аграрного сектора региона, который может стать одним из локомотивов местной экономики. Ведь еще 10–15 лет назад никто не прогнозировал, что Россия превратится в одного из крупнейших мировых экспортеров сельскохозяйственной продукции… Кстати, не лишне напомнить, что в дореволюционный период Самара была одним из крупнейших центров производства зерна и хлеботорговли в стране. Не исключено, что регион и здесь вернет себе лидерские позиции.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: