Стратегия 2030: свести регионы с центром
Председатель правительства Дмитрий Медведев поручил министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову создать рабочую группу для подготовки предложений по структуре, ресурсному обеспечению и плану подготовки Стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 года.
Пока вопрос в том, что необходимо составить и синхронизировать региональные программы, сформировать все планы до 2030 года. И соответственно, чтобы они синхронизировались с муниципальной программой социально-экономического развития. Эти программы частично есть у регионов. Очевидно, что речь идет о территориях, которые относятся к субъектам Дальневосточного федерального округа, Сибирского округа. Необходимо знать повестку для южного контура, северокавказского, в том числе, западного.
Как минимум, здесь необходимо будет свести программы ведомств, транспортную составляющую, соответственно, проекты, связанные с созданием новых проектов промышленного потенциала, и все это агрегировать в рамках действующей модели. Я бы сказал, что в рабочую группу должны войти региональные министры или хотя бы полпреды, министры экономические развития и финансов РФ — в связи с вопросами бюджетирования, налоговых льгот и анализом региональным программ социально-экономического развития, а также минстрой.
Очевидно, что необходимо агрегировать данные, их собрать и выстроить дорожную карту исполнения. Это очень важно, потому что, к примеру, одна из самых больших сложностей в программе 2020 была связана с тем, что конкретной этапности реализации проекта не было, точнее, она сбилась. Поэтому, чтобы этот документ работал, необходимо, чтобы были зафиксированы четкие этапы дорожной карты, и региональные программы не должны приниматься без синхронизации с основным документом, это должно быть запрещено. Потому что муниципальные и региональные программы не могут противоречить федеральным, федеральные должны дополняться. Если происходит строительство завода или логистического комплекса, а региональная программа это на предусматривает, это плохо. Плюс ко всему, есть расчетные прогнозные показатели — количественные и качественные, в том числе субъектов, и если региональные программы расходятся с ними, это вызывает вопросы: насколько региональные и федеральная программа учитывают друг друга.
Обязательно должна существовать ответственность за исполнение программ регионального развития. В идеале ответственными могут стать вице-губернаторы по экономике или социалке. В случае, если ответственность будет закреплена, необходимо создать этапность на три года. Обычно проект бюджета страны и регионов принимается на три года, и это могло бы стать основанием для эффективной работы. Все это хорошо совпадет и с выборами губернаторов, на которых они дают обещания. Чтобы не получилось такого, что губернатор идет на выборы с обещаниями по четырехкратному росту промпроизводства, а где его взять — не совсем понятно. Если же губернатор идет с обещаниями массовой приватизации, это тоже должно отражаться, тогда это станет инструментом повышения эффективности госуправления.
Положительные примеры регионов с программами долгосрочного развития Татарстан, Калужская область, Москва, Московская область, Санкт-Петербург — у них программы достаточно сильно эти программы проработаны. Но возьмем, например, Ивановскую область и Еврейский автономный округ — достаточно разные регионы. Всем им также необходимо унифицировать подход к формированию долгосрочных программ, чтобы им было проще сопоставлять их с федеральной.