Стимулировать регионы увеличивать собственную доходную базу нужно, но не за счет механизма дотаций


С 2025-го при расчете дотаций регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности планируется учитывать результаты субъектов Федерации по увеличению собственных доходов. Согласно подготовленному Минфином проекту постановления правительства, если регион достигнет показателя по росту доходов к уровню прошлого года, для него будут созданы более благоприятные условия по увеличению, сохранению или незначительному снижению объемов дотаций, чем при недостижении этого показателя, пишет «Коммерсантъ».

Механизм предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности позволяет профинансировать различного рода бюджетные услуги на приемлемом уровне во всех регионах страны, чтобы граждане, которые получают те или иные бюджетные услуги, не почувствовали ущемления вне зависимости от места жительства. То есть у всех регионов должно хватить денег для того, чтобы все граждане были пролечены, обучены, обеспечены правоохраной и другими бюджетными услугами. В этой связи механизм предоставления дотаций является именно выравнивающим, а не стимулирующим инструментом для регионов по развитию территорий, повышению потенциала или иным действиям, которые можно совершать за счет других инструментов межбюджетного регулирования, прежде всего целевых трансфертов: субсидий, субвенций и т. п.

Два года назад произошло изменение методики, которое сократило само число регионов-реципиентов (получателей дотаций), а число регионов-доноров увеличилось. При потенциально той же сумме дотаций, которые распределялись ранее, в выигрыше оказались регионы, наименее обеспеченные с точки зрения своих финансовых возможностей. Сейчас же предлагается ввести в методику распределения дотаций стимулирующую функцию (стимулировать субъекты страны сойти с дотационной зависимости хотя бы частично) путем наращивания доходного потенциала через создание новой налогооблагаемой базы, которая позволила бы регионам в будущем получать больше собственных налоговых и неналоговых доходов и меньше зависеть от трансфертов из федерального бюджета. Такая позиция верная, она стимулирует позитивные тренды на региональном уровне, однако у экспертного сообщества возникает опасение, нужно ли именно в инструмент дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности включать стимулирующую функцию как таковую? Или же эту функцию было бы лучше закрепить за другими инструментами межбюджетного регулирования? Это первое.

Второе – как будет складываться система контроля за исполнением тех соглашений о предоставлении дотаций, которые субъекты страны заключают с Минфином РФ? Дело в том, что определенные санкции, которые могли бы быть применены по отношению к региону, исполняющему такие обязательства, применить будет весьма сложно. Нельзя сократить объем дотаций региону, который имеет неудовлетворительную оценку, потому что будут наказаны не правительства регионов, проводящие безответственную бюджетную политику, а сами граждане, являющиеся потребителями бюджетных услуг, которые финансируются в том числе за счет данных дотаций. В этой связи возникающие ограничения в части применения подобных механизмов диктуют необходимость более содержательного обсуждения представленного проекта изменения методики, которое в настоящее время обсуждается. Возможно, часть стимулирующих механизмов должна быть закреплена в других документах правительства, регулирующих предоставление межбюджетных трансфертов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: