Голосование и потребление: как поможет людям и бизнесу программа «Миллион призов»
Программа «Миллион призов» решает сразу две задачи: политическую и экономическую (москвичи, принявшие участие в голосовании по поправкам в Конституцию, станут обладателями сертификатов на оплату товаров, услуг, парковки и на скидки в ресторанах, сообщает РБК).
Дело в том, что Москва – один из немногих регионов, которые будут активно голосовать в электронном формате. Пока мер стимулирования такого типа голосования крайне мало, формат, наиболее близкий к потребительскому поведению, – это фактически скидки, бонусы, которые человек получает в процессе, – является относительно эффективным. То есть человек привык, что он делится своими данными, проходит какие-то опросы и в результате получает какие-то преференции. То же самое и здесь, тем более что инфраструктура для их реализации, например, связанная с теми же партнерскими сетями, которые будут предоставлять преференции, будет достаточно привычна для пользователей. То есть используется такая же система, как та, которую человек использует в быту, только в формате политического продвижения. А с учетом того что перспектива онлайн-голосования достаточно серьезно в той или иной степени обсуждается в разных странах, то это еще будущее для цифровой платформы.
Вторая часть касается экономики. Понятно, что значительная часть граждан потеряла реальные располагаемые доходы. В лучшем случае к показателям начала 2020 года они вернутся по итогам 2021-го. Проседание будет более чем на 4 %, и это при всем том, что мы и до этого тоже теряли. В наиболее уязвимом положении оказались граждане, которые находятся в крупных агломерациях. Малый и средний бизнес – рынки услуг оказались социально разобщены. В результате произошла серьезная потеря по рабочим местам.
Существуют различные меры поддержки, но прямая поддержка граждан – важный фактор. Поэтому с этой точки зрения идет совмещение процессов: с одной стороны, фактически стимулирование потребления для граждан, которое позволяет сэкономить, а с другой стороны, это еще и стимулирование спроса для производителей.
Проблема в крупных агломерациях заключается в том, что падение реальных располагаемых доходов «придавило» покупательскую способность населения. Люди начали экономить на товарах, не являющихся первой необходимостью: техника, услуги, что «прижало» и спрос. Поэтому как бы мы ни простимулировали производителей, самое главное, чтобы у них были клиенты. Чтобы этих клиентов стимулировать к потреблению, необходимо предоставлять какие-то скидки, какие-то возможности. Но у производителей таких люфтов нет, поэтому с такой точки зрения это еще хорошая форма поддержки непосредственно экономики в крупных агломерациях и конкретно в Москве.
Получается, что, с одной стороны, программа «Миллион призов» дает гражданам возможность сэкономить и увеличить финансирование домохозяйства, не прибегая к собственным расходам, а с другой – это попытка простимулировать экономику в городе с учетом падения спроса и на фоне постепенного восстановления. Сейчас это восстановление происходит: запустилась непродовольственная розница, с 16 июня начинают работать летние веранды, а с 23 июня и рестораны. И на этом фоне меры стимулирования должны поддержать спрос, прежде всего те компании, которые будут открываться, потому что у нас будет падение трафика на 30–40 % и в этом плане какая-то форма компенсации была бы полезной и перспективной.
Еще одна задача связана с тем, что таким образом поднимается политическое сознание: граждане могут прийти на избирательный участок и, соответственно, сделать свой выбор. При этом надо понимать, что фактически происходит агитация за явку, что не является нарушением законодательства, даже если предположить, что это был бы тот же референдум, а не обычное голосование. Таким образом, решаются все три задачи, при этом используется достаточно понятная платформа, потому что, насколько известно, платформой «Миллиона призов» будет «Активный гражданин». Но по факту форму таких коллективных скидок можно назвать элементом социально ответственного политического «групона».