Статистика «майских указов»: проблемы социальной политики
Получая данные от «фронтовиков», президент, естественно, по-другому оценивает статистику. ОНФ – политический ресурс главы государства для реализации принципиально важных для граждан России социально-значимых мер политики. «Фронтовики» обеспечивают дополнительный общественный контроль, следят за исполнением основных мер, принципиально важных для развития Российской Федерации. Причем речь не только о майских президентских указах, но и о всем комплексе мер по поддержке малого и среднего бизнеса, ситуации в коммунальном хозяйстве, по здравоохранению. Во многом деятельность ОНФ основывается на наблюдении за ситуацией непосредственно на местах, на общении с населением, социологических замерах, которые проводятся «на земле». Информация от активистов фронта традиционно иначе эмоционально окрашена, чем сухие статистические сведения правительства.
Что касается непосредственно статистики по выполнению майских указов, здесь тоже есть объективные причины для того, чтобы ставить вопрос о четких критериях оценки исполнения. По ряду параметров, которые были сформулированы как цели президента в виде майских указов, произошли определенные методические изменения в расчетах. Нередко это делалось сознательно, чтобы облегчить региональным властям исполнение указов. За четыре года накопились серьезные расхождения между теми критериями, которые изначально были и которые действуют сейчас. Прежде всего это касается расчета средней заработной платы в регионе. В связи с этим нужно признать необходимость установления четких критериев статистикой.
Для наглядности приведу цифры правительства: майские указы по внешней политике выполнены на 100%, по совершенствованию системы госуправления на 89%, по обеспечению межнационального согласия на 83%, по развитию вооруженных сил на 80%, по экономической политике на 75%, совершенствованию госслужбы 67,7%, по социальной политике на 64,7%, по образованию и науке на 62,5%, по доступности жилья – 55%, по здравоохранению – 42,9%, по демографии – 37,5%. Из этих данных следует, что даже статистика правительства показывает: «социальное измерение» майских указов существенным образом отстает от остальных параметров. Социальная политика, образование и наука, доступность жилья, здравоохранения и демография – эта группа майских указов имеет в основном показатели показатели чуть выше или даже ниже 50%.
Президент не давал жестких оценок правительственной статистике, но определенные намеки сделал. Думаю, что они были услышаны.