Старовойт позиционирует себя как губернатор инфраструктурного развития
Нынешний отчет губернатора Курской области Романа Старовойта существенно отличается от прошлогоднего – не только по структуризации, которая стала заметно четче и логичнее, но и по восприятию документа слушающими. В прошлом году истеблишмент воспринял отчет достаточно сдержанно, что во многом объяснимо сложившейся политической ситуацией. После ухода Александра Михайлова, который долго руководил регионом, с приходом Старовойта вполне закономерно возникло немало завышенных ожиданий. Но к весне 2020 года стало очевидно, что никаких чудес в регионе Роман Владимирович не совершит, а всем предстоит нормальная рутинная и сложная работа по развитию области.
На контрасте с прошлым годом отчет этого выглядел кардинально иначе. Стилистически документ оказался очень четко выстроен и структурирован, он емкий и логичный – без отступлений, предельно конкретный и с большим количеством цифр. В итоге складывалось ощущение, что человек в достаточной мере вник в проблемы региона. Все прекрасно понимали: Старовойт, как любой губернатор-технократ, или, как сейчас говорят, губернатор новой волны, ранее был крупным федеральным чиновником и осваивал совсем другие компетенции. Он никогда не занимался региональным управлением и даже близко не знал свой когда-то родной регион. И в 2018 году, и в 2019-м, который для него был предвыборным, он буквально на ходу и параллельно занимался и тем и другим: знакомился с областью и осваивал сферу регионального управления. Отчет этого года наглядно показал, что он в достаточно степени справился с этими задачами.
Именно 2020 год в полной мере можно назвать годом Старовойта. Предыдущий – 2019-й – был ознакомительным и предвыборным. Кроме того, в бюджетном смысле и смысле приоритетов экономической политики он во многом был заложен предыдущим правлением. А 2020-й стал уже его «авторским» годом. Несмотря на то что год из-за пандемии оказался очень непростым не только для региона, но и для страны и мира, определенные успехи в работе команды губернатора можно отметить. Это прежде всего промышленный сектор, который был слабым местом и прежнего руководства. Покойного Михайлова часто упрекали в том, что промышленность в его регионе развивается не очень хорошо. Старт 2019 года тоже оказался не особо удачным. Но по итогам 2020-го, несмотря на пандемию, регион показал промышленный рост в районе 2%. Пока непонятно, правда, насколько устойчивой окажется наметившаяся положительная динамика. Судя по всему, первые плоды стала приносить инвестиционная политика новой губернаторской команды, в том числе создание технопарка «Юбилейный» и Корпорация развития Курской области. Первые результаты пока не очень устойчивые, но они появились, и это обнадеживает.
В аграрном секторе новая команда во многом стоит на достижениях предшественника, потому что именно при Михайлове Курская область стала одним из ведущих аграрных регионов Центральной России. По итогам минувшего года область оказалась второй в стране по производству скота и мяса птицы, второй по производству свеклы и собрала рекордный урожай зерна. В этой сфере новая команда продолжила грамотную политику предшественника, что уже неплохо.
В части социальных проблем, как и везде, на первое место выдвинулась медицина. В регионе была сложная эпидемиологическая ситуация, которая сегодня, можно сказать, контролируется. Хотя все отлично понимают, что сказывается долгое недофинансирование сектора здравоохранения и ситуация в нем приобретает не меньшее значение, чем успехи в промышленности и сельском хозяйстве.
Мы часто говорим, что у губернаторов-технократов есть проблемы с авторской повесткой для регионов. Мне показалось, что Старовойт нащупал свою – это развитие инфраструктуры. В силу того что он возглавлял Росавтодор, имеет определенные компетенции и, будем говорить честно, лоббистские возможности в этой сфере, огромное внимание новая команда уделяет инфраструктуре. Мне кажется, Роман Старовойт все ярче позиционирует себя как губернатор инфраструктурного развития: дорожное строительство, городская среда, инфраструктурное развитие сельских территорий. Как он правильно заметил, такое развитие ведет к повышению инвестиционной привлекательности, в том числе и для развития промышленности.
Между тем в своем отчете он практически не коснулся вопросов системы управления регионом, которая так или иначе требуется с учетом обозначенных задач. Он вскользь сказал о сокращении аппарата, об оптимизации структуры администрации, о формировании кадрового резерва, фактически не затронув тему эффективности и перестройки управления. Возможно, это связано с двойными выборами этого года – в областную и Государственную думу – и необходимой консолидацией.