После вступления в силу нового федерального закона о местном самоуправлении мэры столиц всех без исключения субъектов РФ будут избираться по новой процедуре: депутатами муниципальных парламентов из числа кандидатов, предложенных губернаторами.  Порядок предусматривает, что губернатор должен представить на выбор депутатов не менее двух кандидатов.

В отличие от более высоких управленческих сфер, среди мэров наблюдается выраженная кадровая турбулентность. В этом году свои посты уже оставили градоначальники Ростова-на-Дону, Магадана, Саратова, Магаса. Продолжая формально оставаться мэром, отправился на СВО Сергей Салмин – экстравагантный, по-своему яркий, но, говоря мягко, не слишком успешный глава Оренбурга. Ровно такая же тенденция «недержания мэров» на своих постах наблюдалась и в конце года минувшего. Начиная с осени, покинули свои кабинеты градоначальники Пензы, Астрахани, Тольятти и Самары.

Можно констатировать нарастающее крайне легкомысленное отношение к подобным ротациям, причем зачастую даже в далеко не последних городах Российской Федерации. Легкомыслие это на контрасте наглядно проявляется в консервативном и достаточно аккуратном подходе к замене губернаторского корпуса (во всяком случае, в большинстве случаев). Хотя политическое значение регионального уровня власти является гораздо более высоким, чем у муниципальных руководителей, но фактическая роль муниципалов –и не только в хозяйственном, административном, в том же политическом отношении – к сожалению, явно недооценивается. Более того, все большая несамостоятельность городских властей закрепляется юридически.

Принятый в этом месяце Госдумой в третьем чтении закон о реформе местного самоуправления фактически закрепляет превращение городского уровня власти в подчиненную властям региональным и, выше, федеральным хозяйственную структуру. Еще раз хочу подчеркнуть опасность подобного отношения к «бывшему МСУ». В рамках строго иерархичной бюрократической подчиненности, на мой взгляд невозможна эффективная обратная связь между разными уровнями управленческой системы. Отказ от прямых выборов мэров – более чем достаточный инструмент для политического контроля за ситуацией на местах «в наше непростое время», чтобы стремиться этот контроль дальше усугублять и формализовывать.

Переход к, по сути, унитарным властным отношениям, которые не предусматривают независимых органов МСУ, вполне возможен и может иметь свои выигрышные стороны. Но для этого должен существовать институализированный противовес бюрократической вертикали в виде развитых, достаточно самостоятельных структур гражданского общества и(или) не зависимых от госвласти влиятельных бизнес-структур. Ни того, ни другого сегодня в России нет. Без упомянутых противовесов рост бюрократической централизации на местах неминуемо приведет к нарушению обратных связей между уровнями управленческой системы в целом.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: