Справедливое перераспределение налогов: Минфин сделал шаг в правильном направлении
Минфин подготовил предложения по более равномерному распределению налогов между бюджетами субъектов. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источники.
Меры, которые предлагает Минфин, появились не вчера и уже очень давно обсуждаются. Однако они заметно отличались по попыткам их реализации в прежние времена. О том, что НДФЛ должен зачисляться в бюджет по месту жительства, а не работы человека, говорят давно, но на это долго не решались. Даже сегодня эта мера предложена в «половинчатом» варианте. Насколько я поняла, речь идет только об удаленных сотрудниках. Налог тех, кто живет, например, в Подмосковье, а ездит на работу в Москву (ранее говорили преимущественно об этой категории граждан), по-прежнему будет платиться в столичный бюджет. Мне кажется, это мера, скорее всего, не даст очень серьезного эффекта. Она может иметь смысл только для тех компаний и людей, которые работают из других регионов.
Москвичи, которые сейчас работают на удаленке по дачам, свою регистрацию не сменят. А это принципиальный технический вопрос. Сильно сомневаюсь, что кто-то специально будет собирать информацию о людях, которые живут в Подмосковье, а работают удаленно в Москве. Как это сделать? Более того, мы прекрасно знаем российскую действительность: люди могут полгода жить на даче, полгода – в Москве. При этом сама по себе идея такого распределения налога справедлива, я ее поддерживаю. Другое дело, что эта мера может сработать, если на удаленке работают люди, которые живут в других регионах – в Рязани, Твери и так далее, проще говоря, они работают в московских организациях, но в столицу реально не ездят. Правда, маловероятно, что это будут какие-то существенные деньги для бюджетов.
Проблема изначально обсуждалась именно в контексте жителей пригорода. Например, из примерно 7 млн московских занятых 1 млн – жители Подмосковья. В таких пропорциях поступления НДФЛ в подмосковные бюджеты, конечно, будут заметны. В остальных случаях – вряд ли. Предложенный вариант – небольшая мера, которую, вероятно, можно оценить положительно, поскольку это хоть какой-то шаг в правильном направлении. Но это очень маленький шаг – решать проблему надо на более глобальном уровне.
Что касается второй инициативы Минфина, власти уже не раз пытались более справедливо распределять налог на прибыль между Москвой и регионами. Создавались консолидированные группы налогоплательщиков, предлагались другие меры, но все это пока не особо работает. Честно сказать, не совсем понятно, что предлагается в этот раз. Какой-то вариант есть, как пишут СМИ, но неясно, как он будет работать. При этом совершенно понятно, что проблема действительно существует и надо более справедливо подходить к распределению налога на прибыль. Далее встает технический вопрос: как посчитать? Как действительно определить, какая часть налогооблагаемой базы реально приходится на Москву, на центральный офис, какая – на остальные регионы? В свое время звучали разные предложения, вплоть до пропорциональной численности занятых. Но это тоже не гарантия справедливости. Весь вопрос в нюансах работы налоговой службы. Как они будут это все отслеживать, какие показатели будут брать и что в итоге из этого получится? Не зная того, что конкретно предлагает Минфин, невозможно прогнозировать, как это будет работать и насколько эффективным окажется.