Спецкомиссия по региональным проблемам: новая форма взаимодействия федерации с регионами
Федеральный центр до конца не смог найти адекватную форму взаимодействия с регионами. Достаточно сказать, что два года назад было ликвидировано Министерство регионального развития и сохранены только ведомства, ответственные за реализацию государственной политики на отдельных территориях – Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Кроме того, никак не впишутся в структуру российских государственных программ некоторые другие проекты, имеющие территориальную направленность. Сейчас по крайней мере пять госпрограмм из чуть более сорока направлены на развитие отдельных регионов, а не каких-либо секторов жизнедеятельности, и их стыковка происходит пока не совсем гладко.
В этой связи поиск форм взаимодействия федерации с регионами, точнее структурирование федеральной политики по отношению к регионам, продолжается. Наверное, все это и смотивировало правительство образовать новую спецкомиссию, в которой решать проблемы регионов совместно будут и министры, и отдельные главы регионов.
Что касается вопроса о возможном разделении ответственности федерации с регионами за экономическое развитие субъектов, то здесь ничего неестественного я не вижу. Достаточно вспомнить, что в Конституции присутствует статья 72, которая относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов широкий круг вопросов, связанных как с экономическим развитием, так и развитием социальной сферы. В этой связи то, что происходит на территории конкретных регионов, – это ответственность одновременно и федерации, и регионов. Поэтому совместное принятие каких-либо решений в рамках, в том числе деятельности подобных комиссий или иных органов управления – целесообразно.
Говоря об основной цели комиссии – разработке плана действий по улучшению инвестиционного климата в регионах, обязательно нужно упомянуть о том, что федерация в последние годы разработала специальную методику оценки и измерений этой самой инвестиционной привлекательности. Соответствующие рейтинги были представлены на Петербургском экономическом форуме, в том числе на последнем, в июне 2016 года. Очевидно, что усилия регионов должны быть направлены, в том числе, и на рост по тем шкалам, которые федерация считает приоритетными.
Конечно, создание комиссии оправданно, но нельзя забывать, что сама проблема несбалансированного развития регионов еще не решена. Понятно, что в любом случае будут сохраняться богатые и бедные регионы. Какие-то регионы должны быть более привлекательными для инвесторов, какие-то менее, но в целом работа по систематизации этой деятельности не завершена. Поэтому крайне необходимо в рамках нового органа попытаться сформулировать новую ответственную политику регионального развития.