Спасти региональные бюджеты: программа Матвиенко
Заявление главы Совета Федерации Валентины Матвиенко о том, что политика регионального выравнивания себя не оправдала, совершенно понятны. В прошлом году образовался дефицит бюджетов шести субъектов РФ, а общий региональный долг – 2,3 триллиона рублей. И нет даже намека на улучшение ситуации. Предложения, которые высказала Матвиенко, основаны на традиционной точке зрения, сформированной в экспертной среде несколько лет назад. Нагружать новыми полномочиями объекты Федерации невозможно без устойчивых доходов.
В определенном смысле предложения связаны с реформой межбюджетных отношений, с помощью которой в перспективе нужно выйти на паритет – 50% у центра и 50% у субъекта. Понятно, что цель сложная и достигнуть быстро ее не получится, но движение «навстречу» начать необходимо, поскольку нужно формировать проект бюджета 2017 года.
К слову, работа над ним как раз началась и заседания рабочей группы в Минфине уже состоялись.
Что еще более важно, мы возвращаемся к практике составления трехлетних бюджетов. А это значит, что на период 2017-2019 годов надо заложить по максимуму изменения в структуре межбюджетных отношений с тем, чтобы регионы получили больше возможностей для того, чтобы нарастить свою доходную базу и снизить долговую прибыль. С учетом этого, это только начало разговора. Предложений будет высказано еще немало. Но высказанные предложения, безусловно, своевременны и уместны.
Что из всего этого получится? Трудно сказать. Существуют очень сильные бюджетные ограничения, но несколько направлений остроту ситуации в региональных бюджетах точно помогут снизить. Во-первых, для того, чтобы снизить объем долга (уже работает) применяется практика бюджетных кредитов. Они в несколько раз дешевле банковского кредитования. Во-вторых, многие дополнительные доходы, которыми можно приберечь, будут перераспределять в сторону субъектов. В частности, Минфин готов вернуться к практике перераспределения акцизов из федерального бюджета в пользу регионального бюджета. И это также существенная поддержка. В-третьих, может помочь укрепление различного рода трансфертов из федерального бюджета в адрес регионов. Их количество можно сократить, укрупнив их по максимуму, и у региональных финансистов будет более уверенное управление этими суммами.
В конечном счете заявления Валентины Матвиенко – это еще и своевременное напоминание министерству финансов о том, что бюджетная ситуация в значительной части регионов находится у критической черты. И помимо оперативных мер поддержки, которые, надо признать, осуществляются, нужно продумывать системные решения на среднесрочный период.