Спасти и сохранить: чем поможет стране национальный план по восстановлению экономики
Мы знаем о национальном плане по восстановлению экономики (его подготовило правительство), что он рассчитан до 2021 года и разбит на основные этапы, причем агрессивный рост экономики запланирован на вторую половину будущего года. Пока непонятно, какова будет величина отскока. Минэкономразвития уже анонсировало пересмотр прогноза роста ВВП в 2021 году с 2,8 %, что является достаточно низким показателем, потому что даже альтернативные оценки международных финансовых и экономических организаций, например Организации экономического сотрудничества и развития, были выше – примерно около 3,5 %; некоторые международные рейтинговые агентства нам выставляли даже 4 %.
В любом случае первый вопрос к содержанию плана – это то, что темпы роста следующего года, даже с отскоком, по всем прогнозам, оказываются несколько ниже текущего падения. Сейчас у нас в апреле реальный ВВП – это -12 %, квартальный прогноз «гуляет» от 8 до 10 %, по итогам года ожидается в интервале 4–6 %, однако все равно падение оказывается глубже будущего отскока. И в этом вопрос к содержанию плана: каким образом мы будем обеспечивать экономический рост?
Самый болезненный для аналитиков вопрос – это то, что прогнозы 2022, 2023 годов и далее ниже, чем тот самый отскок. И получается, что в среднем по прогнозу мы выходим на уровень 2–2,5 %. Таковы оценки экспертного сообщества. Это означает, что, по сути, мы возвращаемся к тем же самым темпам роста, которые у нас были до кризиса. Получается очень любопытная картина: мы в кризис вошли и из кризиса вышли с теми же самыми показателями в экономике. И это самый главный риск, потому что остальные страны, наши ближайшие партнеры, соперники и конкуренты, на месте не стоят.
Естественно, будем надеяться, что наши подозрения не оправдаются, а в разработанном плане будет много полезного, эффективного и интересного, но исходя из того, что мы пока узнали о нем, все-таки возникают вопросы. Критерий проверки эффективности – насколько проект стимулирует переход к новой экономической структуре, а также каким образом этот план ориентирован на создание стимулирующей деловой среды для бизнеса. То есть, по сути, нам нужна новая институциональная регулятивная среда по выходу из кризиса, если мы хотим получить новую структуру экономики и более высокие темпы роста, которые нас удовлетворяли бы с точки зрения обеспечения государственных и социальных обязательств.
Вот два главных вопроса, по которым можно будет оценивать, насколько разработанный план удачный. Естественно, это не «священная корова» – это живое творчество, поэтому то, что сегодня не срабатывает, будет меняться, а это значит, что, несмотря на то что текущая мера государственной поддержки до многих нуждающихся бизнесов не доходит, тем не менее система коммуникаций бизнеса с нынешним поколением правительственных регуляторов выстроена. То есть слышать и слушать друг друга учатся – и что-то получается. И этот опыт, конечно, сыграет свою роль.