События в Белгородской области показывают неготовность глав районов к действиям в чрезвычайных условиях
В отношении глав трех районов Белгородской области проведут служебное расследование на соответствие занимаемым должностям. Такое поручение дал губернатор Вячеслав Гладков по итогам учений ГО и ЧС в муниципалитетах региона. Недостатки при их проведении выявили в Ракитянском, Ивнянском и Прохоровском районах. Во время оперативного совещания Гладков также представил врио вице-губернатора – руководителя аппарата правительства региона. Им стал экс-прокурор Ярославской области Александр Лоренц.
Основные усилия с точки зрения воздействия на узкие места в части защиты населения Гладков может прикладывать прежде всего в отношении муниципалов – не силовиков, не федеральных структур, с которыми он координирует работу. Поэтому его реакция логична с точки зрения задач и полномочий.
Кроме того, события, которые уже довольно долгое время разворачиваются в прифронтовой Белгородской области, а также события в Курской области показывают неготовность муниципалов к действиям в чрезвычайных условиях. Поэтому такая жесткая реакция губернатора отчасти оправданная и претензии к муниципалам обоснованны.
Другое дело, что не только муниципалы отвечают за эти проблемы, они должны решаться во взаимодействии с силовиками, необходимо выстраивать координационные механизмы на местном уровне. Это не всегда получается, но Гладков действует в логике руководителя региона, руководителя оперативного штаба. Его подчиненные – это главы муниципалитетов, и большую часть этой работы организовывать и координировать должны они.
Не думаю, что Гладков будет сейчас принимать какие-то массовые решения о замене глав муниципалитетов, но он будет демонстрировать решительность и готовность привлекать к ответственности за несвоевременное и некачественное реагирование на ЧС. В том положении, в котором находится регион, у губернатора вряд ли есть альтернативные варианты. Поэтому жесткие меры в виде служебных расследований и возможных кадровых выводов не будут носить массовый характер, но их использование дает сигнал и другим руководителям. Это одновременно и реагирование, и профилактика.
Сложная ситуация в регионе приводит к очень высокому уровню требований к региональному руководству, в частности к заместителям губернатора, там нет очереди на эти места. Гладкова достаточно часто в последнее время критиковали за большое число вакантных должностей. Не все выдерживают такой темп, уровень требований и ситуацию в целом. Специфика положения, в котором находится регион, требует от согласных работать сейчас определенной самоотдачи, собранности и так далее. Кроме того, есть еще заметная антикоррупционная линия, которую реализуют силовики в адрес регионального руководства: те, кто работает сегодня в структурах Белгородской области на высоких должностях, находятся под очень жестким контролем. Подбор кадров становится довольно сложной задачей. Александр Лоренц в этом смысле подошел на пост, потому что он силовик. Его образ мыслей, система связей, квалификационные и иные характеристики вполне подходят под существующий формат. Лоренц и Гладков также пересекались по работе на Ставрополье – Лоренц был прокурором края, а Гладков – замгубернатора. Мне кажется, что характеристики Лоренца плюс личное знакомство и работа в одном регионе стали ключевой причиной его назначения на пост вице-губернатора. Немаловажный момент, что Лоренц – «варяг», а Гладков делает серьезную ставку на приглашенных, поскольку есть определенное недоверие местным элитам ввиду коррупционных дел.