Безусловно, ситуация с участием в выборах мэра Сургута более чем 60 претендентов на этот пост, является беспрецедентной для современной России. Нужно отметить, что в Сургуте с учетом изменений, которые были внесены в Устав города шесть лет назад, выборы проходят не всенародно, а посредством избрания главы города депутатами. В силу того что данная процедура избыточно проста и не усложнена какими-то ограничениями по типу выдвижения кандидатур на пост глав субъектов Федерации, произошла ситуация, когда число претендентов, выдвинутых на должность мэра Сургута, выросло до немыслимого количества — 66.

Это произошло по двум причинам. Первая, именно формальная, связана с тем, что процедура выдвижения на пост главы муниципального образования не подразумевает наличия каких-либо фильтров, например, выдвижения от политических партий, поддержки общественных организаций или группы депутатов.

Вторая причина — институциональная, и связана она с повышением низовой политической активности в стране накануне предстоящего электорального  цикла. К примеру, в Сургуте только выборы депутатов будут проходить на трех уровнях: в Государственную думу, в думу ХМАО-Югры и городскую думу.

Опыт наделения полномочиями главы города Сургута, бюджет которого сопоставим с бюджетами небольших регионов России, как, например, Рязанской или Псковской областей, позволяет сделать вывод, что сургутский прецедент может стать причиной усложнения данной процедуры. Возможна ее более детальная регламентация даже на уровне внесения изменений в федеральное законодательство. Тем более что новая редакция Конституции России содержит положения о включении местного самоуправления в единую систему публичной власти.

Что касается контроля за избирательным процессом, то тут все остается так же, как и было. Исполнительная власть региона имеет прямую возможность влиять на результат этих выборов, прежде всего потому, что конкурсная комиссия по выборам формируется на 50% губернатором Югры. И именно эта комиссия выступает  «оператором» данного процесса, позволяя дойти до финиша лишь незначительной части участников этого спринтерского политического забега. Помимо этого, 90% депутатов городской думы Сургута – представители партии «Единая Россия». Можно сказать, что у исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа предусмотрено двукратное резервирование риска занятия поста мэра Сургута несогласованным кандидатом. Так что появление случайного человека на посту мэра нефтяной столицы России просто исключено.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: