Следующие губернаторские отставки могут быть как превентивными, так и реактивными
Переход губернатора Новгородской области Андрея Никитина на работу заместителем министра транспорта России катализировал дискуссию о запуске нового витка отставок глав регионов. Высказываются предположения, что до ЕДГ-2025 свои посты покинут сразу несколько представителей губернаторского корпуса.
Одним из ключевых факторов, влияющих на кадровую политику в регионах, остается завершение специальной военной операции. Вопрос реинтеграции ветеранов в мирную жизнь становится все более значимым, поскольку регионы должны подготовиться к возвращению значительного числа участников боевых действий, обеспечить их трудоустройство, медицинское обслуживание и социальную адаптацию. Губернаторы, которые не смогут организовать эффективную работу в этом направлении, могут оказаться в зоне риска.
В этой логике отставки могут быть как превентивными (чтобы заблаговременно поставить более подготовленного управленца), так и реактивными — в ответ на возникающие протестные настроения или неспособность власти контролировать ситуацию. Регадминистрации, демонстрирующие недостаточную активность в социальной поддержке ветеранов, вероятно, станут первыми «кандидатами на вылет».
Другим важным фактором станет баланс между политическими и экономическими вызовами, обусловленными различными сценариями развития событий на международном треке. Если Запад ослабит санкции, это создаст новые возможности для регионов, в первую очередь для экспортно-ориентированных субъектов Федерации. Однако если санкции, наоборот, ужесточатся, потребуется квалифицированное управление процессами импортозамещения и поддержки бизнеса.
Губернаторы, не способные оперативно реагировать на изменения в экономической политике, могут оказаться в числе тех, чьи кадровые перспективы могут быть пересмотрены. В этой связи критически важным становится вопрос о том, какие модели регионального управления окажутся наиболее эффективными в условиях возрастания неопределенности.
Помимо экономических факторов, не стоит забывать о традиционных региональных рисках, связанных с чрезвычайными ситуациями, межнациональными конфликтами и снижением качества управления, обусловленным соперничеством локальных групп влияния. В последние годы главы отдельных субъектов неэффективно справляются с кризисами – будь то наводнения, лесные пожары или техногенные катастрофы. Таких губернаторов тоже могут вывести из игры, причем вне традиционных сезонов губернаторских ротаций.
Дополнительный уровень неопределенности вносит и приближающаяся федеральная избирательная кампания 2026 года. Чем сложнее будет повестка выборов в Госдуму, тем более важным станет фактор управляемости регионов. Федцентр будет внимательно отслеживать ситуацию, чтобы предотвратить возможные всплески протестной активности или утрату контроля в стратегически значимых субъектах.
Исходя из этих факторов, можно сделать вывод, что губернаторские ротации перед ЕДГ-2025 возможны, но не будут носить характера организованной кампании. Система уже перешла в режим «точечной корректировки», при котором власть предпочитает менять главу того или иного региона только тогда, когда необходимость его отставки становится очевидной.
Таким образом, принципы губернаторских ротаций в этом году будут зависеть от нескольких ключевых аспектов:
- Влияния СВО – отставки возможны там, где региональные власти не справляются с интеграцией ветеранов.
- Экономической ситуации – при ужесточении санкций слабые губернаторы в кризисных регионах могут быть заменены.
- Рисков ЧС, межнациональных и внутриэлитных конфликтов – если в регионе растет напряженность, замена губернатора может быть способом превентивного реагирования.
- Подготовки к выборам-2026 – в сложных с политической точки зрения субъектах могут поставить управленцев, способных лучше контролировать ситуацию.
В целом, ожидать массовых отставок до Единого дня голосования не стоит, но точечные замены в проблемных регионах вполне вероятны.