VII рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2019 году очень четко зафиксировал тренд, что потенциал улучшения социально-экономической ситуации в субъектах Федерации за счет сменяемости руководства данных регионов оказался исчерпан. Показатели в целом снижаются, и вера в то, что можно привести нового губернатора-технократа, который наведет там порядок, и ситуация значительно улучшится, пропадает. Вряд ли такой же политикой можно руководствоваться в будущем. Есть, кстати, обратное интересное наблюдение: губернаторский корпус, в свою очередь, всегда был кузницей кадров для федерального уровня, в нынешнем правительстве есть Дмитрий Кобылкин, Александр Козлов, Владимир Якушев – все они бывшие руководители регионов. Сейчас на федеральный уровень пришел только Максим Решетников из Пермского края. Такая тенденция все-таки существует.

Еще один момент, который, как мне кажется, выпал из наблюдений: 2019 год характеризовался тем, что Федерация пыталась найти новые формы поддержки субъектов, одной из таких форм было прямое курирование ряда отстающих регионов федеральными министрами. Мало кто эту деятельность освещал публично, но целые делегации федеральных органов исполнительной власти приезжали в регион, писали разного рода необходимые документы для их деятельности, косвенно, но все равно финансово стимулировали регион. В рейтинге интересная тенденция: часть регионов, которые курировались федеральными министрами, пошла вверх (Алтайский край, Республика Алтай, Республика Марий Эл, Республика Адыгея, Курганская область, Республика Хакасия), а часть, наоборот, пошла вниз (Псковская область, Чувашская Республика, Республика Калмыкия, Республика Карелия). Стоит задуматься: если даже Федерация, направив весь административный ресурс, не может вытянуть регион вверх, то это говорит о более системных проблемах, этого нельзя не замечать.

О бюджете и межбюджетных отношениях. Согласен, что 2019-й стал годом попыток новых форм взаимодействия с регионами, причем здесь нужно отметить, что эти формы применялись дважды – в начале и в конце года. В начале года шло массовое заключение соглашений между федеральными органами исполнительной власти и регионами. Есть информация, что только в рамках национальных проектов таких соглашений было заключено 5,5 тысячи. То есть в рамках выделения каждого вида субсидий, которых около 80, каждый регион заключал отдельные соглашения. Кто-нибудь проанализировал необходимость такого выстраивания взаимоотношений между Федерацией и регионами? Боюсь, что мы столкнулись с переизбытком административных процедур, напрочь убивших содержательное направление деятельности, которую Федерация проводила по отношению к регионам. Более того, в эти соглашения вписывались показатели, которые должны были быть достигнуты регионом в части социально-экономических значений. Непонятно, как в перспективе будут использоваться случаи невыполнения этих показателей, поскольку декомпозиция национальных целей, возникших на федеральном уровне, проводилась исключительно по методикам, утверждаемым федеральными органами исполнительной власти. Как к этому относиться, не очень понятно. А в конце года взаимоотношения регионов с Федерацией в части формализации отношений выстроились так, что мы впервые столкнулись с историей, когда все соглашения, которые связаны с распределением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, до начала финансового года оказались подписанными. То есть у губернаторов теперь нет возможности говорить, что было получено позднее финансирование, что у них непонятные перспективы, потому что все должно быть ясно. С другой стороны, уже прозвучала фраза председателя правительства Михаила Мишустина о том, что мы будем корректировать бюджет с целью выполнения требований послания президента. Но тем не менее ситуация вхождения в 2020 год очень отличается от ситуации вхождения в 2019-й с точки зрения межбюджетных отношений. Она принципиально другая. В этой связи напомню, что в начале 2019 года была попытка сделать губернаторов козлами отпущения в части плохого старта национальных проектов. Губернаторы сильно консолидировались во главе, кстати, с Максимом Решетниковым. Я не припомню, когда 75 губернаторов встречались не на заседании Госсовета, а на консультативной комиссии, которая прошла в июне 2019 года, где обсуждалась реализация нацпроектов в регионах. Губернаторы смогли обсудить проблемы, высказать их консолидированно по отношению к Федерации в части того, почему нацпроекты плохо реализуются в регионах, почему они не могут приступить к раскассированию уже выделенных федеральных средств на то, чтобы что-то сделать. Это новая форма диалога регионов по отношению к Федерации. Экономически это нормальный переговорный процесс, который всегда должен существовать при выработке каких-то решений. В этой связи то, что многие нацпроекты оказались недофинансированными и недовыполненными, кажется странным и требующим переосмысления. То ли заданные цели и показатели недостижимы и их надо корректировать, то ли где-то в системе принятия решений и в управленческих моментах есть глобальные недочеты. И мне кажется, что в 2020 году это изменится. Интересно, что федеральный бюджет оказался недовыполненным очень сильно. Алексей Кудрин месяц назад говорил, что это 1 трлн рублей, по последней информации, появившейся пару дней назад, это более 1 трлн 100 млрд рублей, то есть порядка 6 % от расходной части федерального бюджета. Почему при всех административных усилиях, концентрации этих усилий на нацппроектах оказались недовыполнены именно нацпроекты, даже в части их финансового обеспечения? Это настораживает, нельзя на это не обратить особого внимания и в 2020 году не сделать текущей повесткой. В этой связи новое правительство должно взять на себя какую-то новую инициативу. Мы, наверное, в ближайшее время увидим новые принципы взаимоотношения с субъектами со стороны федеральных органов власти, и здесь та самая эффективность, которая снизилась в 2019 году в части государственного управления, должна пойти вверх.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: