Ситуация преподносится так, будто Носков уже глава Самары, но все может измениться
Губернатор Самарской области во время заседания правительства представил команде нового первого заммэра Самары Ивана Носкова, покинувшего на прошлой неделе пост главы Дзержинска. Федорищев отметил, что в городе накопилось много проблем, а опыт Носкова поможет в их решении и в развитии Самары. Предполагается, что уже к концу октября – началу ноября он может возглавить город вместо Елены Лапушкиной. Кроме того, на совещании губернатор анонсировал переход столицы региона на одноуровневую модель муниципального управления, назвав двухуровневую неэффективной.
По российскому законодательству человек из любого региона может быть подобран в качестве кандидата на должность мэра (главы муниципального образования), в том числе Самары. Отбирать претендентов предстоит соответствующей конкурсной комиссии.
С другой стороны, ситуация преподносится так, будто экс-глава Дзержинска Иван Носков уже глава Самары. Но все может измениться даже на стадии, когда будут обсуждать и оценивать программы, которые представят кандидаты. Кто-то может снять свою кандидатуру, в том числе и Носков.
Для Самарской области в целом такой подход к ротации, когда на должность приходит «варяг», может быть полезным, перспективным для управления, а если это все совпадет с профессиональными качествами соответствующего руководителя – будет оптимальным вариантом.
Причины ухода (если он состоится) с поста главы Самары Елены Лапушкиной известны только ей и тем, кто причастен к принятию соответствующего решения. Но, возможно, в данном случае надо создать свободное пространство для маневра по управлению делами области в целом. Самара составляет практически одну треть всей области по населению. Подобный маневр был совершен и в Тольятти, где глава города тоже ушел в отставку. Это решение наверняка связано с необходимостью оптимизации механизмов управления общими делами. С этой точки зрения такие решения могут быть приняты как обоснованные, правильные и перспективные. Перспективные и в том плане, что Елена Лапушкина еще достаточно молода и будет востребована благодаря своему профессиональному опыту. У нее есть возможность реализоваться в любом направлении.
У Носкова есть приличный опыт работы в Нижегородской области – опыт управления развитым в промышленном и научно-образовательном отношении городом Дзержинском. Уже в ближайшее время он определится с идеологией своего пребывания пока в качестве первого заместителя, а потом может претендовать на должность главы Самары. Но еще важно, чтобы местные группы влияния с пониманием отнеслись к такому развитию управленческой ситуации.
Что касается перехода на одноуровневую систему муниципального управления, то я сторонник того, чтобы самоуправление было реальным. Это значит, что у него должны быть соответствующие полномочия, вопросы ведения и адекватная обеспеченность материальными и финансовыми ресурсами. Кроме того, надо воспитывать в людях стремление участвовать в этом самоуправлении. А тогда оно должно быть с правом решать что-то – и это бы вовлекало население в систему. Были факты, когда избрали по новой системе разных глав на низовом уровне, а они массово стали отказываться от работы, потому что ничего не могут сделать – у них нет ресурсов.
Крупные городские округа, особенно административные центры и столицы субъектов Федерации, и муниципальные районы надо сделать третьим уровнем государственной власти. А в поселениях не очень крупных, с более ограниченными целями и задачами, население может быть самоуправляющимся в единой системе публичной власти.
Когда принималось решение о создании двух уровней самоуправления в Самаре – городской округ и девять внутригородских муниципальных районов внутри него, – ставилась цель приблизить местное самоуправление к населению, к конкретным жителям, имеющим свои интересы в рамках общности, объединенной целями, задачами, условиями жизни и так далее. Но практика показала, что движение в этом направлении не было должным образом обеспечено прежде всего финансовыми ресурсами при наличии кадрового потенциала.
В любом случае если возвратятся к прежней системе городского управления (здесь должно быть политическое решение – юридические возможности имеются), то она должна быть гармонизирована так, чтобы и государство имело возможность опираться на муниципальные образования, и население в любом случае имело возможность внедряться во все формы самоуправленческого процесса. Самоуправление должно совершенствоваться, чтобы население реально участвовало в нем.