Система управления в Кузбассе устарела и была непонятна на федеральном уровне


Решение губернатора Кузбасса Сергея Цивилева о введении поста председателя правительства региона представляется логичным ходом, который делается в рамках проводимой в Кемеровской области реформы системы управления. Прежняя схема, когда губернатор соединял в себе полномочия высшего должностного лица и руководителя высшего органа исполнительной власти, была создана Аманом Тулеевым и являлась эффективной для авторитарного режима (ряд политологов называли его «султаническим»): сложившиеся технологии принятия решений и согласований замыкались на первом лице. Исторически такая система в Кузбассе начала складываться еще в декабре 1990 года, когда председатель Кемеровского облсовета Тулеев принял на себя полномочия председателя Кемеровского облисполкома (саму должность ликвидировали).

Назначение Тулеева в 1997 году главой администрации Кемеровской области, а затем и избрание губернатором не изменили его принципиальных представлений о системе исполнительной власти. Была отброшена идея его предшественника Михаила Кислюка о региональном правительстве, а функции высшего органа исполнительной власти в соответствии с уставом области стала выполнять коллегия администрации Кемеровской области. Примечательно, что Тулеев все так же не занимал второй должности председателя/руководителя коллегии, он возглавлял ее по должности. И все постановления высшего органа исполнительной власти подписывал Тулеев как губернатор.

Сергей Цивилев начал областную административную реформу: с его точки зрения, система исполнительной власти в Кузбассе устарела и была непонятна на федеральном уровне. Неоднократно губернатор говорил, что ему в министерствах задавали вопрос, что такое «коллегия администрации Кемеровской области». Теперь вслед за преобразованием коллегии в правительство Кузбасса реализована еще одна важная инициатива – руководство правительством возлагается на председателя в статусе первого заместителя губернатора. Это не только разгрузит главу от вопросов повседневной хозяйственной жизни, но и позволит председателю правительства сосредоточиться на контроле за деятельностью органов отраслевой и специальной компетенции: региональных министерств, главных управлений и управлений.

Пока на практике непонятно, как новая модель будет функционировать. Если использовать аналогии с федеральной системой органов исполнительной власти, то в состав правительства должны войти не только заместители председателя, но и министры. Очевидно, что в такой ситуации институт заместителей губернатора – кураторов отраслевых блоков себя изжил, на смену им должны прийти вице-премьеры.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: