Система хорд лучше кольцевой, но автомобильного счастья в Москве не будет


В со­ста­ве слож­ной раз­вяз­ки на пе­ре­се­че­нии Юго-Во­сточ­ной хор­ды (ЮВХ) и Вол­го­град­ско­го про­спек­та в Москве по­явят­ся пять эс­та­кад. Уже го­то­вы 49 из 79 опор. ЮВХ – один из са­мых непро­стых до­рож­ных объ­ек­тов сто­ли­цы, пи­шут «Из­ве­стия».

Идея со­зда­ния хорд в Москве была пред­ло­же­на ин­же­не­ром Ана­то­ли­ем Як­ши­ным еще в кон­це 1950-х го­дов, ко­гда об­суж­дал­ся план го­ро­да 1961 года. Си­сте­ма хорд, без­услов­но, име­ет пре­иму­ще­ства пе­ред коль­це­вой. У хор­до­вой кон­струк­ции есть два сво­бод­ных вы­хо­да за пре­де­лы го­ро­да, а зна­чит, есть воз­мож­но­сти «вы­бро­сить» транс­порт­ный по­ток на каж­дом кон­це. Это очень цен­ное пре­иму­ще­ство, по­сколь­ку с коль­ца лю­бой вы­брос – это слож­ная раз­вяз­ка на ка­кой-то ра­ди­ус и диа­метр.

Кро­ме того, есть во­про­сы, свя­зан­ные не толь­ко с гео­мет­ри­ей, но и с ор­га­ни­за­ци­ей дви­же­ния. Дело в том, что ны­неш­ние мос­ков­ские хор­ды стро­ят­ся в фор­ма­те го­род­ских freeway – го­род­ских ма­ги­стра­лей.С боль­шим опоз­да­ни­ем, но, к сча­стью, мы де­ла­ем это, и де­ла­ем до­воль­но си­сте­ма­тич­но: мы со­вер­ша­ем есте­ствен­ную стра­ти­фи­ка­цию сети. Ули­ца – это одно, а до­ро­га – это дру­гое. Ули­ца – это эле­мент об­ще­ствен­но­го про­стран­ства, куда ав­то­мо­би­ли до­пус­ка­ют­ся, но где, по­нят­ное дело, долж­ны ез­дить очень ак­ку­рат­но, со све­то­фо­ра­ми и так да­лее. Там дви­же­ние ав­то­мо­би­лей до­пус­ка­ет­ся, но при­о­ри­те­ты оста­ют­ся за пе­ше­хо­да­ми и об­ще­ствен­ным транс­пор­том. А до­ро­га (freeway) – это со­ору­же­ние ис­клю­чи­тель­но для ско­рост­но­го дви­же­ния ав­то­мо­би­лей. Это раз­де­ле­ние во­шло в ми­ро­вую прак­ти­ку 70–80 лет на­зад, бук­валь­но сра­зу по­сле Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. С тех пор та­кое раз­де­ле­ние сде­ла­но в США, Япо­нии, во Фран­ции, во всех бо­га­тых стра­нах. В рос­сий­ской прак­ти­ке та­ко­го раз­де­ле­ния не было: каж­дая до­ро­га – это ули­ца, каж­дая ули­ца – до­ро­га. Од­ним из пер­вых опы­тов нор­маль­ной го­род­ской до­ро­ги был, на­вер­ное, За­пад­ный ско­рост­ной диа­метр в Санкт-Пе­тер­бур­ге, по­то­му что даже хо­ро­шая до­ро­га (Тре­тье транс­порт­ное коль­цо в Москве) яв­ля­ет­ся до­ро­гой толь­ко ча­стич­но: сколь­ко там по­лос ни устра­и­вай, она оста­нет­ся го­род­ской ули­цей. А все хор­ды в Москве стро­ят­ся в фор­ма­те нор­маль­ной го­род­ской до­ро­ги – freeway. Это очень важ­но, по­сколь­ку бла­го­да­ря это­му со­вер­шен­но по-дру­го­му бу­дет ор­га­ни­зо­ва­но го­род­ское про­стран­ство.

Но при этом сто­ит иметь в виду фун­да­мен­таль­ные об­сто­я­тель­ства. Москва при мэре Сер­гее Со­бя­нине за по­след­ние несколь­ко лет стро­и­ла тол­ко­во, с хо­ро­ши­ми про­ек­та­ми и так да­лее. По­тра­че­но было мно­го и с тол­ком. Но надо по­ни­мать, что ба­ланс меж­ду ас­фаль­том и же­ле­зом в Москве та­кой, что ни­ка­ко­го ав­то­мо­биль­но­го сча­стья у нас, к со­жа­ле­нию, не бу­дет. Это са­мое глав­ное и груст­ное. В Москве око­ло 100 млн квад­рат­ных мет­ров ас­фаль­та – шос­се, пе­ре­ул­ков, до­рог и тому по­доб­ное. А ав­то­мо­би­лей – 5 млн. Неслож­но по­счи­тать, сколь­ко при­хо­дит­ся на каж­дый ав­то­мо­биль. Это ми­зер­но мало по лю­бым мер­кам. Что Москва долж­на стро­ить мно­го и хо­ро­шо – это все прав­да, ина­че было бы со­всем худо. Но ав­то­мо­биль­но­го сча­стья у нас со­вер­шен­но точ­но не бу­дет. От­сю­да – при­о­ри­тет об­ще­ствен­но­го транс­пор­та, от­сю­да – до­ро­гая пар­ков­ка. Ме­ста для ма­шин в Москве не хва­та­ет.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: