ШОС поможет Самарской области увеличить турпоток и привлечь инвестиции


На состоявшемся в Ташкенте форуме региональных глав стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по вопросам развития туризма, культуры и сельского хозяйства состоялась встреча министра туризма Самарской области Артура Абдрашитова с заместителем министра туризма и культурного наследия Узбекистана Бахтиером Ибрагимовым. Чиновники обсудили перспективы взаимодействия и возможности организации информационных туров между регионами Узбекистана и Самарской области для взаимной презентации туристических возможностей. Также на панельной сессии «Развитие туризма среди регионов стран ШОС» состоялась презентация туристских и инвестиционных возможностей Самарской области.

Можно сказать, что региону удалось показать «товар лицом», то есть основная задача участия делегации в мероприятии была выполнена. Безусловно, этот форум стал шагом на пути к цели, ради которой совсем недавно было создано региональное Министерство туризма, – это увеличение турпотока в область и привлечение инвестиций в рекреационную индустрию. Если верить статистике, то перспективы у этого направления есть. В 2019 году турпоток в регион превысил 1,2 млн человек, в 2021 году он составил более 1,7 млн туристов, в первом квартале на территории области отдохнули почти 530 тыс. туристов; наиболее перспективными направлениями сейчас считаются медицинский туризм (прежде всего из-за сохраненной в области санаторной базы) и экологический туризм.

Причина активизации работы по туристическому направлению со странами ШОС (в состав организации входят Россия, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай, Индия и Пакистан) понятна: выход на азиатские рынки интересен с точки зрения привлечения инвестиций в экономику российских регионов – и это касается не только Самарской области, но и всех без исключения субъектов Федерации. Но почему в качестве первого партнера был выбран Узбекистан, а не другие бывшие советские республики Средней Азии или Китай, Пакистан и Индия? Все очень просто. Во-первых, выездной туризм, прежде всего в Китае, заметно просел в период коронакризиса, во-вторых, Самарская область по объективным причинам не может превратиться в туристическую Мекку – здесь нет ни египетских пирамид, ни Лувра, ни озера Байкал; китайцы же готовы инвестировать в места с несколько большим  турпотоком, чем в Самарской области, например, они развивают туристическую инфраструктуру в Камбодже; Индия в большей степени заинтересована в развитии собственной инфраструктуры и увеличении въездного турпотока, а у Пакистана сейчас большие внутриполитические проблемы. Очевидно, что при подготовке мероприятия в областном туристическом ведомстве это учли.

Следующий вопрос: почему именно Узбекистан? Потому что Киргизия и Таджикистан в силу объективных экономических причин пока могут обеспечить в Россию разве что приток трудовых мигрантов. Казахстан и так рядом; кроме того, те, кто побогаче, предпочтут посетить Великобританию, Турцию, Китай, но никак не сопредельную с их республикой Самарскую область, а у всех остальных там просто нет денег на туризм. Так, по итогам таргетирования аудитории выбор был сделан в пользу Узбекистана, более зажиточного и благополучного по сравнению с другими среднеазиатскими республиками. К тому же языковой барьер между нашими странами пока не возник.

Разумеется, одних деклараций о намерениях мало. Основной вызов, с которым столкнется новое министерство, – это особенность регионального туристического рынка. В Самарской области есть что посмотреть, но многие достопримечательности – природные, исторические, архитектурные и культурные памятники – сложно сгруппировать по темам, а ведь еще предстоит усовершенствовать логистику, провести благоустройство, модернизировать инфраструктуру, внедрить современные иммерсивные и цифровые форматы, обеспечить качественно новый уровень сервиса. И сделать это так, чтобы гости региона уезжали с яркими воспоминаниями, что они побывали в местах, где произошло крупнейшее сражение Средневековья (битва на Кондурче, 1391 год, Тамерлан против Тохтамыша); откуда Ермак отправился присоединять к России Сибирь; где в 1918 году началась гражданская война и где сейчас производится существенная доля орбитальных спутников Земли. То есть инвесторам будет интересно работать с содержательными, неординарными и современными проектами. Но прежде, чем создание этих проектов будет поставлено на поток, областному Министерству туризма необходимо стать интегратором для местного туристического бизнеса, отельеров, волонтеров, реконструкторов и экспертов по истории, культуре и природным ресурсам Самарской области. Такой нешаблонный, творческий подход позволит сделать регион интересным для туристов и привлекательным для инвесторов в этом бизнесе.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: