Школьные проблемы: почему не хватает учебных заведений в регионах


«Единая Россия» обнаружила признаки коррупционных схем и неэффективное расходование средств при строительстве школ в регионах, пишет «Коммерсант». Издание ссылается на данные партийного центра оценки эффективности реализации федеральных целевых программ (ФЦП), который подготовил доклад «Школьные распилы. Проектная документация».
К сожалению, министерством строительства не предложены новые нормы определения цены строительства ни для детских садов, ни для школ. Нормативы, которые у них есть, от 2007 года (в 2011 году они были обновлены, но на основе 2007 года). С тех пор произошли очень серьезные изменения с учетом цен, соотношения курса доллара и евро к рублю. А ведь это все влияет на стоимость, потому что часть строительных компонентов — на импортных технологиях и на импортных материалах. Это необходимо для безопасности для детей. Только крупные строительные компании могут выдерживать все технологические схемы проектов.
Я думаю, что здесь возможна такая ситуация: есть крупные строительные компании, которым доверяют, и в отношении которых организаторы конкурса хотели пойти, может быть, на не совсем равные условия, чтобы способствовать выигрышу этих компаний. Это может обосновываться тем, что в условиях такой турбулентности есть доверие к крупным компаниям, которые не исчезнут, доведут проект до конца. Потому что, например, по детским садам было очень много серьезных нареканий. Были случаи, когда на нулевом цикле останавливались проекты, заканчивались деньги. Конечно, ситуация со строительством новых школ должна быть взята под контроль.
Нехватка школ в регионах России носит очень неравномерный характер. У нас есть регионы с высокой рождаемостью и, увы, традиционно низкой обеспеченностью. К таким относятся регионы Северного Кавказа, даже для Краснодарского края это актуально, а в последнее время это также характерно для Татарстана, Башкирии, Чувашии, которые перешли на новую демографическую модель – два, а иногда и три ребенка в семье. Поэтому школ там, действительно, не хватает, в том числе, кстати, и в сельской местности.
При этом многие регионы сегодня берут на себя очень серьезные проекты, связанные с созданием нового типа образовательного пространства, нового типа школ. Это очень важно, это прорывные инновационные проекты с новыми образовательными пространствами. В Якутии я знаю такие школы, которые были построены и начали функционировать. Они связаны с очень широким представлением возможностей для развития национальной культуры, национально-этнических компонент в образовании, в которых, кроме основного образования очень широкая программа дополнительного образования. Я знаю, что сейчас в Иркутской области построен новый крупный образовательный комплекс, с целым кампусом он планируется.
В первую очередь, строительство новых школ нужно там, где необходимо ликвидировать третью смену. В этом смысле регионы Северного Кавказа не могли даже дошкольников развивать внутри общеобразовательных школ, потому что и так все заполнено. Многие школы смогли организовать у себя предшкольную подготовку, чтобы разгрузить старшую группу детского сада за счет школьных помещений. А в каких-то регионах этого сделать невозможно. Там, где уже исчерпаны ресурсы интеграции школы и дошкольного образования на предшкольной стадии, конечно, нужны новые школы. Там, где в регионах есть сильные программы развития, когда они могут продемонстрировать просто новое образовательное пространство, особенно на старшей ступени с профильным обучением, особенно технической направленности, тоже, конечно, нужно строить.
При этом очень серьезно стоит вопрос не только нового строительства, но и ремонта и реконструкции. Многие школы с 70-80 годов ни разу не были на серьезном капитальном ремонте. Там вопросы фундаментов, крыш, а не просто какого-то переноса стен или реконструкции лестниц. Там серьезные конструктивные недостатки.
Сейчас, к счастью, открыта программа по строительству новых школ, депутаты ее поддержали. Но очень бы хотелось, чтобы это было не только под административным, но и под общественным контролем – родительских сообществ, общественных палат, которые могли бы быть действительно на страже интересов семей и детей. Важно учитывать, что у нас много детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная среда для них тоже должна быть доступна. Механизмы общественного контроля, независимой оценки обязательно нужно использовать, чтобы взять под такое прозрачное наблюдение процесс строительства новых школ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: