БРИКС открывает регионам новые каналы взаимодействия с дружественным или нейтральным зарубежьем
Сотрудничество России в рамках БРИКС очевидно открывает новые торгово-экономические возможности для регионов. Многие субъекты уже обнаружили серьезные перспективы в таком формате.
БРИКС стал опорой развития международного сотрудничества российских регионов еще с тех пор, как для России в связи с санкциями закрылись двери на Запад. Но чем больше стран собирается на саммиты БРИКС и открывает каналы взаимодействия с этой структурой, тем шире возможности субъектов РФ для укрепления экономических и культурных связей с дружественным или нейтральным зарубежьем.
Раньше прорубались окна в Европу, а теперь прокладываются и укрепляются транспортные коридоры с севера на юг и на восток. Промышленно развитые российские территории от Смоленска до Волги и от Урала до Камчатки инициативно встраиваются в новые внешнеторговые цепочки, пытаясь балансировать импорт и экспорт. Однако в сложившихся условиях товарооборот между отечественными регионами и партнерами в иностранных государствах складывается, в основном, за счет покупок, а не продаж. На рынке Глобального Юга российским хозяйствующим субъектам трудно конкурировать с Китаем, который превратился в гигантскую фабрику по производству самой разной продукции.
С другой же стороны, российской экономике сегодня куда больше требуются поставки импортных товаров и комплектующих, а не организация ответных экспортных потоков. Страна и ее регионы продают преимущественно сырье и сельхозпродукцию, а готовых и востребованных партнерами изделий, выпущенных российской промышленностью, не так много. К тому же, такие конкурентоспособные товары отечественного производства, изготовленные в рамках импортозамещения, нужны и своей экономике и собственному потребителю, поэтому лишних грузов на внешнюю продажу нет.
В адрес региональных грузополучателей сегодня из Китая, Индии и ряда других стран идут и плывут составы и баржи с автомобилями, запчастями, деталями к станкам, одеждой, обувью, лекарствами и еще тысячами разных товаров. В свою очередь, товарный ответ РФ на эту экономическую поддержку ограничен энергоносителями, зерном да удобрениями, которые отправляются в рамках межправительственных договоренностей.
Конечно, экономически активные регионы России все же пытаются наращивать персональный экспортный потенциал. Так, Ульяновская область помимо отправки ячменя в Иран поставляет в Белоруссию комплектующие и прицепы для МАЗа, а в Индию продает сантехнику. Московская область экспортирует свинину во Вьетнам и мясо птицы в КНР. Ростовская область отгружает зарубежным партнерам подсолнечное масло, молочную продукцию и даже пробки для шампанского и коньяков. Челябинская область отправляет на экспорт дружественным потребителям свои макароны, а костромичи делятся с иноземными партнерами целлюлозно-бумажными изделиями и древесиной.
Однако потенциал развития международных связей по линии регионов не ограничивается культурными и товарными обменами. БРИКС и территории влияния этой организации на густонаселенном Глобальном Юге способны предоставить еще и трудовые резервы, которые сейчас как никогда востребованы российскими субъектами. Озабоченная качеством трудовых мигрантов отечественная экономика на этом направлении расширяет возможности выбора. К тому же, у России есть что предложить квалифицированным и трудолюбивым рабочим из африканских и азиатских государств. Но и специалистам из регионов РФ есть чему подучить развивающихся зарубежных коллег, которые традиционно ориентируются на российский опыт. Поэтому основная фаза международного взаимодействия в формате БРИКС между российскими субъектами и провинциями дружественных стран еще впереди.