Сбор с авиакомпаний – вынужденная мера, вызванная необходимостью модернизации региональных аэропортов
1 сентября вступит в силу федеральный закон о введении сбора с авиакомпаний на строительство и реконструкцию инфраструктуры аэропортов. Согласно правилам, разработанным Минтрансом, его размер может составить 150 рублей с пассажира, сумма будет корректироваться с учетом инфляции. Средства пойдут в фонд реконструкции аэродромов. Предполагается, что правила начнут действовать в марте 2026 года.
Введение такого сбора можно сравнить с медицинским назначением, которое делается по жизненным показаниям. Практически вся низовая сеть локальных авиаперевозок нуждается в очень серьезных преобразованиях. Это необходимо, чтобы обеспечивать взлет и посадку судов, безопасность пассажиров.
Ощутят ли введение нового сбора пассажиры? Зависит от того, куда они летят и какие билеты покупают. Для человека, приобретающего авиабилет за 10–20 тыс. рублей, дополнительные 150 рублей, возможно, ничего не значат, а для тех, кто пользуется местными авиалиниями, это может быть ощутимо. Если провести параллели с платными автотрассами, то там даже незначительное повышение тарифов сказывается на трафике, что подтверждают исследования. Аналогично будет и здесь. Но во многих случаях спрос вообще не эластичен по отношению к тарифу. Есть такие направления, куда можно долететь только самолетом – и будут летать, поскольку есть необходимость.
В результате введения сбора появится минимально необходимый ресурс для обновления, а где-то и ревитализации инфраструктуры. Повторюсь, что мера вынужденная, продиктованная состоянием федерального и региональных бюджетов.
Конечно, ряд аэропортов в региональных центрах в последнее время значительно реконструировали. Речь идет о 30–40 объектах. Они находятся в очень приличном состоянии. А дальше начинаются проблемы, причем даже в федеральных аэропортах: взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки часто требуют капитального ремонта. Это характерно для всех удаленных регионов, даже для аэропортов севера европейской части России. Причем аэровокзалы могут быть в хорошем состоянии, а вот покрытие, то, в чем пассажиры не очень разбираются, нуждается в обновлении. Аэродромная инфраструктура в государственной собственности, для бизнеса вложения в нее вряд ли интересны, поскольку не дадут быстрой окупаемости, поэтому и потребовалось введение нового сбора.