Самарский бюджет: социальная направленность и вынужденный дефицит
Заявление губернатора Самарской области Дмитрия Азарова о социальной направленности проекта регионального бюджета на 2021 год не является случайным. Рассматривая процесс принятия основного финансового документа губернии, не следует упускать из внимания тот факт, что заявления региональных чиновников о социальной направленности очередного проекта бюджета уже давно превратились в своего рода элемент политической культуры России. Не сказать этого просто нельзя. Драматизм ситуации, в которой приходится работать главам субъектов Федерации, и Дмитрий Азаров не является исключением, состоит в том, что региональные власти не могут ни при каких обстоятельствах пренебречь в бюджетной стратегии социальными приоритетами. Это сугубо политический вопрос.
Пожалуй, даже ключевой вопрос всей внутриполитической повестки современной России. Именно по этой причине региональные власти поспешили сделать «ритуальное» заявление и полностью гарантировать выполнение всех действующих обязательств. Именно этим можно объяснить, например, решение о повышении минимального размера оплаты труда и об индексации с 1 января следующего года ежемесячных денежных выплат некоторым категориям жителей региона, которые не подпали под майские указы президента России. Именно в такой социальной логике построена расходная часть бюджета. Это не самарское ноу-хау. Таковы сейчас правила игры…
Да, региональной власти удалось соблюсти необходимые политесы при вынесении проекта бюджета на суд общественности. Очевидно, что проект в части социального блока отработан безупречно: по основным расходным статьям предполагается увеличение расходов. По сравнению с 2020 годом расходы возрастут на 2 млрд рублей. В целом на статьи социального характера предлагается направить свыше 100 млрд рублей, или почти 68% от общего объема расходов. Только на поддержку различных слабозащищенных категорий населения предполагается потратить свыше 43,2 млрд рублей. Власти готовы обеспечить горячим питанием детей с ограниченными возможностями, сделать подарки родителям первенцев и многое другое. Еще 27,6% бюджета (41,3 млрд рублей) потратят на образование, включая покупку учебников, выплаты стипендий одаренным детям, поощрение преподавателей и ученых. Расходы на культуру и поддержку спорта также будут существенными – 2,2 млрд и 4,4 млрд рублей соответственно. «Болевые точки» региона тоже не остались без внимания: свыше 1,6 млрд рублей направят на переселение граждан из аварийного жилья, 0,9 млрд – на решение проблем обманутых дольщиков, около 1 млрд рублей пойдет на обеспечение жильем детей-сирот. Отдельно стоит сделать акцент на мерах по поддержке здравоохранения, которые особенно актуальны в нынешней непростой эпидемической обстановке. В бюджет области предполагается заложить на эти цели 22,9 млрд рублей. Кроме того, власти рассчитывают на федеральные деньги по программе модернизации поликлиник.
Однако не стоит забывать, что бюджет – это прежде всего доходы. Федеральное законодательство в части межбюджетных отношений принципиальных изменений в пользу регионов в текущем году не претерпело, а на фоне эпидемии доходы региональной казны неизбежно снизятся. В 2021 году область должна получить 142 млрд, а расходов запланировано почти на 150 млрд рублей. Надеяться на резкое повышение эффективности фискальных мер не стоит, для этого просто нет предпосылок.
Таким образом, власть оказалась вынужденной подготовить проект дефицитного бюджета. Дефицит превысит 7 млрд рублей. Министр управления финансами Самарской области Андрей Прямилов совершенно искренне заявил о невозможности сокращения объема расходов бюджета и предложил в качестве вынужденной меры использовать привлечение заимствований до предельно допустимых уровней долговой нагрузки в 2021–2023 годах. Основной формой заимствований в предстоящий трехлетний период, вероятно, станет выпуск облигаций. В итоге госдолг области к 1 января 2022 года достигнет 63,4 млрд рублей. То есть фактически «социальный» бюджет будет исполняться на заемные средства. Увы, у самарских чиновников в текущей социально-политической обстановке в стране есть только один алгоритм действий: принимать дефицитный бюджет и увеличивать госдолг региона.