С введением туристического налога нагрузка на отели возрастет, но муниципалитеты получат дополнительные средства на развитие
Госдума приняла в третьем чтении закон о введении туристического налога, который заменит курортный сбор в России. Устанавливать и определять размер туристического налога муниципалитеты будут самостоятельно, максимальная ставка в 2025 году составит 1% от стоимости проживания в гостиницах. Ставка будет постепенно расти с 1% от стоимости проживания в 2025 году, прибавляя по одному процентному пункту в год до 2029-го, а позже — не выше 5%. Средства поступят в бюджеты муниципалитетов и могут быть направлены исключительно на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание туристической инфраструктуры, сообщает РБК.
Для туристической отрасли новый налог имеет как плюсы, так и минусы. Плательщиками туристического налога будут выступать объекты размещения: гостиницы, отели, поэтому можно сказать, что постепенно налоговая нагрузка на них будет увеличиваться. Если посмотреть на 2029 год, то ставка по туристическому налогу уже составит 5%. Для многих отелей это означает удвоение налоговой нагрузки, поскольку сейчас много партнеров-отелей, которые работают по упрощенной системе налогообложения. Если сейчас они платят 6% налога, то будет 11%. Наверняка это как-то скажется на сроках окупаемости отелей и снизит инвестиционную привлекательность для новых инвесторов. Поэтому логика законодателей здесь не совсем понятна. С одной стороны, они раздают льготы и субсидии, считая туризм приоритетной отраслью. Например, есть субсидированные кредиты, год назад отели получили нулевую ставку по НДС. Для чего давали льготы, если теперь их заберут через туристический налог? Получается, для туристов цена вырастет. Но невозможно отелям поднимать цену и верить, что ты продашь услуги по этой цене. Может сложиться ситуация, когда цены придется снижать. А это уже будет в убыток не туристам, а отелям.
Из плюсов – упрощение процесса взимания средств. Сейчас при заселении в отель совершаются две сделки — взимание платы за проживание, а потом отдельная операция по взиманию курортного сбора. Это отдельный чек, отдельный учет. Это в сезон сильно замедляет процесс расселения туристов. Когда налог будет включен в расчет с туристом, это ускорит систему заселения. И второй плюс: регионы получат деньги, которых им остро не хватает. Наша бюджетная система устроена так, что она привязана к численности постоянных жителей города. Например, в Анапе 80 тыс. жителей. И финансирование, которое город получает, к этой цифре и привязано. А летом в Анапе живет в десять раз больше людей, но в бюджетной системе это не учитывается. А за ними нужно в десять раз больше вывозить мусора, поддерживать порядок сложнее и так далее. Местным органам власти не хватает средств, чтобы поддерживать должный уровень жизни в пик сезона. Здесь муниципалитеты получат дополнительные деньги.
Туристический налог могут устанавливать все регионы. Они могут принять решение, применять такой налог или нет. И могут устанавливать и менять ставку с учетом сезонности. Главное, чтобы она была не выше обозначенной верхней границы, то есть не больше 1% в 2020 году. Но может быть и меньше. Сейчас в нескольких регионах туристы платят курортный сбор. Он соответствует примерно 2% от стоимости проживания. Не могу сказать, что туристы возмущены. Они платят. Деньги не очень высокие. Скорее, людей раздражает сам механизм оформления этого сбора. Тем более что отели часто просят оплачивать курортный сбор именно наличными. Это связано с тем, что отели не хотят платить банкам за эквайринг. Получается, что деньги-то не их, а они еще и должны потратить свои средства, чтобы этот сбор банк куда-либо отправил. Это тоже было неудобно.