С учетом анапского фактора произошел рост цен на российских курортах
По состоянию на конец мая 2025 года аналитики АТОР фиксируют снижение на 10–15% объемов проданных туров на три летних месяца по сравнению с 2024 годом.
Большинство объектов, с которыми мы работаем, все так же популярны и переполнены, места невозможно забронировать, особенно с учетом проведения в летние месяцы многочисленных фестивалей именно в даты высокого спроса. Так что я не говорил бы о серьезном снижении объемов продаж.
Что касается анапского фактора, если вы обратите внимание, наших туристов он не смущает: они на свой страх и риск купаются в море рядом с мазутными пятнами, прекрасно осознавая все последствия и возможные риски ухудшения здоровья. Из-за чего это происходит? Большинство объектов Анапы все-таки пошли по пути снижения цен и завлечения туристов различными бонусами в виде спецпредложений – например, дополнительной ночи проживания при бронировании семи ночей и т. д.
В выигрышной ситуации остались те объекты размещения, которые предлагают на базе своего комплекса бассейны, развлекательно-анимационную программу и т. д. В этом отношении Анапа стабилизировалась, и нельзя сказать, что критически снизилось число туристов, приезжающих на анапские курорты, а отели будут законсервированы до следующего года.
С учетом того же анапского фактора произошел рост цен на российских курортах, например в Сочи. Но это стандартное поведение рынка. Если объектов размещения становится меньше, а количество туристов не сокращается, цена повышается. Это легко прогнозировалось.
Город Сочи стал лидером по бронированию на лето 2025 года. Это однозначно. Но нельзя сказать, что только этот город забирает всех российских туристов. Например, Калининград уже который год находится в числе лидеров, он на втором месте по бронированиям. Проблема Калининграда в том, что в прибрежных районах отсутствуют комфортабельные отели на 4 и 5 звезд. В самом Калининграде они есть, а вот на побережье нет. То есть туристы активно туда едут, но сервиса не ощущают.
Немаловажный факт: выбор туристов идет по самому массовому сегменту, а это семьи с детьми. Им нужны большие отели, полноценное питание, потому что родители не хотят думать на отдыхе, где и как покормить ребенка, и развлекательная программа. В этом разница с Турцией: эта страна предлагает все перечисленное, причем по более низкой цене, чем Россия. Тем не менее российские курорты развиваются, причем достаточно неплохо, регионам есть что показать. Поэтому нельзя ни в коем случае утверждать, что Россия в аутсайдерах.
На третьем месте располагается Крым. Туда тоже очень активно едут туристы. Но до сих пор открытая проблема – это транспортная доступность. Не всем нравится путешествовать на автомобиле и простаивать многокилометровые пробки на досмотр, чтобы попасть на мост. В связи с этим многие не выбирают полуостров в качестве места для отдыха.
Москвичи обожают отдыхать в парк-отелях, они на четвертом месте по популярности. В Московском регионе огромное количество курортных отелей, которые предлагают на базе проживания питание «все включено», анимационную программу, тематическую программу, причем как для взрослых, так и для детей, бассейны. Поэтому москвичи часто выбирают свой регион для отдыха.
На пятом месте – отели Алтая, объекты Тюменской области, где есть как горячие источники, так и прекрасные лечебницы на этих источниках, предлагающие прекрасную программу, Кавказские Минеральные Воды, Старая Русса. На Байкал летом тоже ездят, но в меньшинстве.