С новым аэропортом, но без рейсов: почему сократились авиаперевозки в Саратов


Несколько авиакомпаний прекратили продажу билетов на рейсы в Саратов. Как сообщают «Ведомости», с 27 октября в системах бронирования отсутствуют билеты у «Аэрофлота» и S7 Airlines, а последний рейс Rusline в Саратов назначен на 13 сентября. В Саратове с 18 августа заработал новый аэропорт Гагарин, построенный холдингом «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга.

Все предельно просто: величина аэропортовых сборов увеличилась, и себестоимость перевозки на самолетах аналогичной размерности тоже возросла, но при этом у авиакомпаний с учетом ввода в эксплуатацию новой взлетно-посадочной полосы сейчас появилась возможность использовать воздушные суда большей вместимости. А дальше возникает очень простое сравнение: например, если раньше авиакомпания Rusline летала на 50-местных самолетах CRJ, а теперь авиакомпания «Победа» выставляет в продажу 189 кресел на самолет Boeing 737-800, то получается, что фактически одним рейсом «Победы» авиакомпания закрывает примерно такой же спрос, как и Rusline на четырех рейсах. Подобная ситуация может быть с другими перевозчиками. Например, авиакомпания «Сибирь» (бренд S7 Airlines) летала на 78-местных самолетах Embraer 170, «Аэрофлот» – на 98-местных Superjet, и переход на самолеты большей вместимости для S7 Airlines мог бы несколько нивелировать потери, связанные с ростом стоимости обслуживания. Когда используются самолеты большей вместимости, расходы в пересчете на одного пассажира сокращаются. Поэтому с какой-то точки зрения сокращение количества выполняемых рейсов было неизбежным, потому что вместо двух-трех рейсов, выполняемых маленьким самолетом, можно выполнить один большим.

Следующий фактор. С учетом того что на линию вышла авиакомпания «Победа», которая известна достаточно агрессивной ценовой политикой, понятно, что на начальном этапе, когда они только открывают продажи, да еще и с ценником 499 рублей, часть клиентов они сразу отбирают у уже действующих перевозчиков. И тем, конечно, нужно принимать решение: то ли самим снижать цены и рисковать тем, что они уйдут в убыток, то ли переориентироваться на какие-то другие направления. Пока авиакомпании смотрят на эту ситуацию выжидательно, они хотят понять, как будут складываться обстоятельства, но значительного увеличения или даже сохранения предложений сейчас перевозчики не планируют. И связано это с тем, что пришла «Победа», которая заберет часть спроса населения.

Есть еще один момент, который не следует оставлять без внимания. Относительно рядом с Саратовом есть города-миллионники Волгоград и Воронеж. Население этих городов примерно на 150–200 тысяч больше, чем в Саратове, то есть это порядка 15–20 %, а пассажиропоток местных аэропортов по итогам первых шести месяцев 2019 года превышает пассажиропоток Саратова в 1,6 и почти в 3 раза соответственно. Поэтому мы считаем, что у Саратова есть все шансы максимум за пару лет восстановить спрос на перевозки до, скажем так, уровня своих соседей, то есть на треть увеличить количество обслуживаемых пассажиров. Полагаю, что действительно хорошая динамика по увеличению количества пассажиров будет наблюдаться в первую очередь в весенне-летнем сезоне будущего года, когда Саратов запланирует чартерные перевозки, и не исключаю, что регулярные перевозчики на линию Москва – Саратов более активно будут возвращаться к летнему сезону.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: